Диониса еще сами древние греки часто называли «пришлым» богом, уж больно он не вписывался в стройную олимпийскую систему. Но сейчас ученые установили, что Дионис свой, местный, и является одним из самых древнейших богов Эллады. Почему же его считали чужаком?
У Диониса, как в индийском сериале, был «брат-близнец», родом с Балкан и Малой Азии, культ которого впоследствии слился с культом Диониса, так как во многом они действительно были очень похожи. «Братца» звали Сабазий. Вероятно, из-за сходства с ним Диониса многие тоже стали считать «иностранцем». Так кто же он был?
Страбон называет Сабазия «сыном Матери богов», подробнее о том, кто может скрываться за этим почетным званием см. мою статью «Кибела: культ Великой матери». Но Диодор Сицилийский прямо называет Сабазия сыном Зевса и Персефоны, то есть фактически тем первым Дионисом-Загреем, которого разорвали титаны (все детали - в статье «Рождение Диониса: часть первая»).
Разумеется, Персефона отдалась Зевсу не добровольно, но царю богов было не привыкать соблазнять женщин окольными путями - то лебедем прикинется, то золотым дождем! В случае с Персефоной он обратился в змею и заполз к ней в лоно. Змея здесь явно неспроста появилась - она, с одной стороны, символ мудрости и тайных знаний, а с другой - тесно связана с подземным миром и загробным существованием.
Персефона, как мы помним, еще и жена Аида, царица «того света». Поэтому рождение бога, который будет всегда балансировать на грани рационального и безумного, появления и исчезновения, от таких противоположных по сути родителей вполне оправдано.
По имеющимся данным, мать Александра Македонского Олимпиада была посвящена в таинства Сабазия. Есть легенда, что во время мистерий она, как Персефона, зачала своего сына от змея, то есть обращенного Зевса. Даже есть предположение, что царь Филипп, «мирской» отец Александра, ослеп на один глаз, потому что пытался подглядывать за этим процессом.
Главным символом Сабазия стала его рука, которая демонстрирует благословляющий жест: поднятые вверх два пальца обозначают двойственность, единство божественного и мирского начала, Жизни и Смерти. Но на найденных археологами культовых руках мы видим еще кучу других символов. Что это?
Шишка сосны (пинии) на большом пальце - символ плодородия, даже сейчас на юге Италии можно купить много таких сувениров, местные жители часто выставляют их на балконах. Кстати, такая же шишка венчает посох Диониса - знаменитый тирс!
На поднятых вверх пальцах - орел, символ Зевса, держащий в когтях добычу. Безымянный палец венчает головка змеи с петушиным гребнем или бога Гермеса в крылатом шлеме (воспитатель Диониса, кстати). На ладони часто изображается сам Сабазий с полумесяцем (символ растущей Луны, прибыли). Он опирается ногами на алтарь с бараньей головой (принятая жертва?). В районе запястья изображается дева с младенцем или птицей (намек на непорочное зачатие, как у Леды?). С тыльной стороны руки часто можно видеть змей, ящериц, жезл Гермеса кадуцей, весы (символ равновесия).
Судя по набору символов, рука Сабазия - мощнейший амулет на удачу, также там есть вполне прозрачный намек на хиромантию (какой палец за что отвечает и как с этим работать). Неспроста эти «ручки» очень нравились средневековым алхимикам, которые видели в них свои смыслы.