"Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Дмитров""
За окном электропоезда идёт сильный дождь. 10 часов утра. Середина июля. Но заветное слово "Дмитров" быстро выводит меня из полудрема и я выбегаю навстречу древнему и интересному!
Привет, дорогие читатели! Я в Дмитрове!
Дмитров - небольшой город в часе езды от Москвы, который всего лишь на 7 лет младше Москвы (1154 год!). Основан Юрием Долгоруким и назван им в честь его сына, будущего князя Всеволода Большое Гнездо (кого крестили под именем Дмитрий).
Через 50 лет после его основания, Дмитров был укреплен, город оброс деревянной крепостью, рвом и валом. И на протяжении почти полутысячи лет история города представляла собой чередование различных князей и война между ними за этот богатый лесом город.
Во время польско-литовской интервенции город был сожжен и деревянная крепость больше не восстанавливалась. Дмитров стал городом купечества и мануфактур. Производили фарфор, отливали чугун и делали пряники! Однако хоть как-то в промышленности Российской империи (или её истории) он больше не выделялся - железная дорога из #москва в #санкт-петербург прошла мимо города, а значение водного пути из Волги в Оку (минуя #нижний новгород ) сошло на нет.
Хоть как-то спасло город строительство жд-дороги на Савелово в 1900 году, но население или объем промышленной продукции от этого не вырос. Для строительства жд-дороги засыпали старое русло реки Яхрома (какое красивое название у реки, согласны?). Самое интересное в истории Дмитрова произошло чуть позже - в 1930-ых годах.
Летом 1931 года началось возведение первых объектов сталинской индустриализации - канала Волга-Москва, в которой Дмитров стал главным центром этой гигантской стройки. К сожалению, строительство канала Волга-Москвы стало первым примером успешного (с точки зрения строительства) применения труда заключенных ГУЛАГа - строительство канала и шлюзов велось очень быстрыми темпами и уже в 1937 году канал осматривал лично Сталин с наркомом Ежовым.
Но, как вы все помните, в печать попала другая фотография. Через год после этой поездки Ежова арестовали, а еще через полтора год расстреляли. Фотографию подретушировали и вуаля - Ежова уже и нет на фотографии да и вообще никогда Сталин не подпускал его к себе
И ещё раз к сожалению, но о таких забавных фактах нет ни одного упоминания в местном музее. Давайте взглянем на пару фотографий из него:
Через Дмитлаг прошло по разным оценкам около 1 миллиона человек. Среди них было много рецидивистов и прочего отребья сталинских лагерей, но также немалое количество заключенных по 58 статье, среди которых и наблюдалась наибольшая смертность от суровой физической работы. Братские могилы рылись по периметру всего канала, но уже в 1950-ые годы были массовые перезахоронения. Не с целью увековечивания памяти строителей и узников лагерей, а с целью недопущения загрязнения водоснабжения Москвы от разлагающихся тел.
В годы Второй мировой войны город не был захвачен немецкими войсками лишь по одному обстоятельству - при отступлении нашими войсками был взорван мост через канал имени Москвы (Волга-Москвы) и сам канал стал естественной преградой на пути фашистских захватчиков.
В послевоенное время в городе был построен завод мостовых железобетонных конструкций - реальное упоминание Дмитрова в почти каждом городе бывшего Советского Союза. Сейчас завод выпускает и сваи для строительства многоквартирных домов.
В настоящее время город живёт достаточно чахлой промышленностью и очень развитой торговлей. Население - около 68 тыс. человек и оно постоянно растёт за счёт близости Москвы (55 км от МКАД) и благоприятной экологической ситуации (далеко от всех подмосковных горящих свалок).
Стоит ли город Дмитров своего посещения? Об этом в следующей статье на моём канале. Напишите в комментариях куда вы хотите отправиться этим летом отдохнуть душой и телом!
Поставь лайк и подпишись на канал! Для меня это очень важно!