Городские фермы давно не новость для стран вроде США и Японии, но в России ростки новой индустрии пока пробиваются с трудом. Рынок с любопытством изучает продукцию сити-фермеров, но ее наличие в ассортименте магазинов и ресторанов сегодня — скорее исключение из правил. Тем не менее, в России уже есть несколько стартапов с собственными технологиями, серьезными инвестициями и амбициозными планами по захвату рынка. Inc. изучил опыт отечественных сити-фермеров и узнал, почему в отрасль идут преимущественно айтишники и девелоперы и почему они предпочитают продавать не зелень, а технологии.
Прежде чем заняться сити-фермерством, Татьяна Дубовская пиарила политиков в родном Красноярске, изучала эзотерику и закапывала людей в землю на тренингах личностного роста. В 2016 году она решила создать собственный инновационный бизнес, но в IT не разбиралась, а покупать криптовалюту было уже поздно.
Дубовскую заинтересовали сити-фермы. В России ими тогда почти никто не занимался. Зато были предпосылки сильного роста этого рынка как в глобальном, так и в национальном масштабе. С расчетом, что одновременно повысится и интерес аудитории к этой теме, Татьяна и ее давний партнер по продвижению политиков Наталья Выдрыч запустили онлайн-школу UrbaniEco, чтобы учить других, как сделать бизнес на сити-фермерстве.
— Людям нужны форматы, объясняющие в разжеванном, удобном виде, что это за профессия — сити-фермер и куда все идет, — говорит Дубовская.
По ее словам, сначала все над ней посмеивались, — у многих выращивание растений на гидропонике прочно ассоциируется с гроверством (запрещенным в России культивированием марихуаны в домашних условиях). Теперь же ее часто приглашают читать лекции на тему сити-фермерства. За одно выступление Татьяна берет около 30 тыс. руб. Она и сама активно занимается этим бизнесом — продает оборудование для сити-ферм школам, магазинам и ресторанам.