Найти в Дзене

Майор Данди (1965) | Блог

Данил Кравченко

Жанр: вестерн

Режиссер: Сэм Пекинпа

В главных ролях: Чарльз Хестон, Ричард Харрис, Джеймс Коберн, Майкл Андерсон-Младший

Сюжет: 1864 год, в США идет гражданская война. На территории штата Нью-Мексико апачи устраивают резню, уничтожив отряд кавалерии федералов, убив жителей ранчо и похитив трех мальчиков. Майор Эймос Данди, возглавляющий концлагерь для военнопленных, решает собрать отряд и спасти детей.    

В картине «Майор Данди» Сэм Пекинпа как будто наметил для себя темы и векторы на будущее. Здесь появляются актеры, которые впоследствии неоднократно будут сниматься у режиссера: Джеймс Коберн, Уоррен Оутс, Бен Джонсон. В фильме используется одна из любимых тем Пекинпа – герои пересекают американскую границу и отправляются в Мексику. «Дикая банда», «Побег», «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа», «Пэт Гаррет и Билли Кид» –  фильмы режиссера, которых с «Майором Данди» объединяет путешествие в эту страну.  Признаю методичность Пекинпа – он и сам последовал за своими героями, уехав в Мексику и прожив там немало лет. Также во время работы над «Майором Данди» «Кровавый Сэм» много пил, ругался с продюсерами и съемочной группой – еще одна особенность режиссера, которая будет преследовать съемки далеко не одной его картины. Конкретно в этом случае доходило по парадоксов – с одной стороны, актер Чарльз Хестон угрожал пьяному постановщику саблей, пытаясь угомонить его, с другой – отказывался от гонорара только чтобы сохранить Пекинпа в кресле режиссера. 

Да и во всем остальном «Майор Данди» – характерный фильм Пекинпа: с большим количеством насилия, с пренебрежением к женщинам и, одновременно, многочисленными намеками на постельные сцены, с пьянством и грандиозным праздником в мексиканской деревушке.   

-2

Если вы читали «Моби Дик», то легко заметите, что сюжет вестерна периодически перекликается с романом Мелвилла. Впрочем, параллели настолько тонкие, что стоит лишь поблагодарить сценаристов: Гарри Джулиана Флика, Оскара Сола и Сэма Пекинпа. Их работа – прекрасный пример того, как вплести в сюжет чужую идею, не скатываясь в плагиат или подражание.

Майор Данди собирает свою «грязную дюжину», своих «бесславных ублюдков» из солдат федералов, пленных конфедератов, бывших чернокожих рабов, индейцев, пьяниц и конокрадов. Для полноты картины присутствует священник.     

-3

Пекинпа удалось справиться с главными героями: они хорошо прописаны, им выделено достаточно времени для раскрытия, в конце концов, они отлично отыграны актерами Чарльзом Хестоном и Ричардом Харрисом.

-4

Профессиональные военные майор «северян» Данди (Хестон) и капитан «южан» Тайрин (Харрис) противопоставлены друг другу. Первый – честолюбивый карьерист, второй – весельчак и авантюрист. Раньше они были друзьями и служили вместе, но Тайрин на дуэли убил офицера, а Данди был членом трибунала. Один не прощает предательство дружбы, другой – предательство страны и переход на сторону конфедератов.

Майора Данди интересует только одно – уничтожение апачей и их вождя. Ради этого он ведет своих людей на чужую территорию, где им предстоят стычки с индейцами и французскими уланами. Эта почти безумная одержимость уничтожением индейцев – даже когда мальчики уже спасены – роднит Данди с капитаном Ахавом. И все же у этих персонажей разные истории.

-5

За так подробно прописанными главными героями легко было потерять второстепенных персонажей, но этого не случилось. Пекинпа уделяет внимание даже, казалось бы, не особо нужным действующим лицам. Тем не менее, парой-тройкой штрихов он превращает потенциальных статистов в полноценных участников фильма. Они запоминаются. К тому же в отряде царит напряженная атмосфера – было бы странно, если бы конфедераты нашли общий язык с чернокожими солдатами «северян». Второстепенные персонажи раскрываются через конфликтные или юмористические ситуации.   

-6

Мне понравились операторская работа, монтаж и постановка. В фильме хватает долгих, почти театральных пауз – это хорошо подчеркивает действие. О количестве и качестве боевых сцен нет смысла подробно говорить – Пекинпа сделал себе на них имя. «Майор Данди» – образец хорошего вестерна. Немного тяжеловесный, но, в первую очередь, увлекательный фильм. 

-7