Она была убита недалеко от города Эверетт в 1977 году. Годы детективной работы наконец-то открыли ее имя: Лиза Робертс, 17 лет.
Она была в 400 милях от дома, когда позвонила матери в последний раз. Она все еще была девочкой, совсем юной, 17-и с половиной лет.
Одноклассники знали ее как Лизу до того, как она сбежала из Роузберга, штат Орегон, летом 1977 года. По телефону, находясь недалеко от Эверетта она попросила маму прислать денег. Родители умоляли ее вернуться домой, и Лиза сказала, что подумает об этом. Они отправили чек в отделение банка "Сифирст". Лиза так никогда его не забрала.
В течение следующих 43 лет ее личность была утеряна, уничтожена убийцей, который сказал полиции, что не потрудился узнать ее имя.
Ее личность то и дело ускользала от полиции. В два раза дольше, чем она была жива, следователи округа Снохомиш знали ее как Джейн Доу, или "дорогую" Джейн Доу, как начал называть ее детектив Джим Шарф, который взялся за это дело в 2008 году.
Наконец, в этом месяце (июнь 2020 - прим.пер.) следователи, работающие на общественных началах с командой из 16 специалистов по генеалогии, раскопали ее имя — Лиза Робертс — а также основные факты о ее жизни. Это одно из первых "холодных" дел в мире, раскрытое с помощью ДНК, извлечённой из волос, и это самое старое дело о неопознанных останках, раскрытое с помощью судебной генеалогии в округе Снохомиш.
На протяжении десятилетий полиция знала только обстоятельства ее смерти.
Дэвид Марвин Рот, которому тогда было 20 лет, подобрал высокую, загорелую, симпатичную автостопщицу 9 августа 1977 года. Она отвергла его "ухаживания". Затем он предложил ей странный подарок - павлинье перо, чтобы отвлечь внимание.
Сборщики ежевики обнаружили тело молодой женщины 14 августа в кустах неподалёку от Эмандер-роуд, которая теперь стала гораздо более оживленной улицей, переименованной в Четвертую Авеню. Её задушили, много раз выстрелили в голову и оставили разлагаться на несколько дней в летнюю жару. У нее не было ни сумочки, ни водительских прав, ни каких-либо намеков на прошлое.
“Эту девушку, - сказал Шарф, - кто-то любил, и вдруг её подобрал кто-то, кто просто хотел удовлетворить свои потребности. - Она поступила правильно, и из-за этого ее убили. Поэтому я подумал: "Эта девушка дорога мне, ведь она была дорога кому-то еще.”
Следователи эксгумировали останки Лизы с кладбища Сайпресс-Лоун в Эверетте в 2008 году. Лаборатория Университета Северного Техаса извлекла частичный генетический профиль из бедренной кости для национальной базы данных под названием CODIS . Совпадений не было найдено. За последние три года, лаборатории четыре раза безуспешно пытались получить чистый образец из других костей для секвенирования всего генома - полного набора генов.
В конечном счете, ДНК, которая раскрыла ее личность, была получена из прядей волос из отдела для хранения вещественных доказательств в офисе шерифа, которые не были погребены вместе с телом и хранились с одеждой, сигаретами и монетами, которые считались уликами. Калифорнийскому палеонтологу потребовалось более двух лет, чтобы получить нужный генетический профиль из волос, после неудачных попыток усовершенствовать алгоритм, чтобы он мог быть распространен на общедоступных сайтах предков GEDmatch и FamilyTreeDNA.
Благодаря объёму этих баз данных и старомодному копанию в записях, специалисты по генеалогии уже восстановили фрагменты генеалогического древа Дорогой Джейн Доу, выслеживая потенциальных дальних родственников и дальних бабушек и дедушек, но никогда не подходили ближе, чем к троюродному брату.
Многолетние исследования вела известный специалист по генеалогии Барбара Рей-Вентер. Две недели назад, когда новый генетический профиль был загружен в интернет, она быстро определила биологическую семью Дорогой Джейн Доу в Орегоне.
В конце концов, детектив связался с человеком, который, как он полагал, был биологическим старшим сводным братом девушки, усыновленным другой семьей, и узнал, что он уже поделился своей ДНК на Ancestry.com. Генетическое сравнение в тот же вечер показало, что Дорогая Джейн Доу была его давно потерянной сводной сестрой, Элизабет Элдер.
“В это было трудно поверить”, - сказал Шарф, детектив из Снохомского округа, который также был пионером в новой области судебной генеалогии со стороны правоохранительных органов. “У меня всегда такое чувство: "Это похоже на магию - то, как ты получаешь эту информацию!"
И она всегда верна! Это лучший инструмент в мире. Если вы можете получить ДНК во время расследования какого-либо дела, значит дело теперь можно решить.”
Потребовалась еще неделя, чтобы подтвердить фамилию Элизабет, которая была изменена при удочерении. Большую часть своей жизни она была Элизабет Энн Робертс.
Именно это имя стоит рядом с ее черно-белой фотографией в ежегоднике школы Роузберг за 1976 год, когда у второкурсницы была стрижка "шапочка", с челкой в виде прямой линии над бровями. Если вы достаточно долго изучаете фотографию, вы можете заметить мелочи, которые вы пропустили при первом взгляде, например, как Лиза слегка щурится правым глазом, как будто что-то было немного не так в тот момент, когда камера вспыхнула и сохранила ее портрет.
Она говорила монотонно, без акцента, без признаков высшего образования. Она курила правой рукой. На вид ей было лет тридцать, потому что вокруг глаз залегли морщинки. Именно такой Дэвид Рот запомнил девушку, которую убил.
Отбыв срок в тюрьме за это убийство, он вернулся в Эверетт. Следователи постучали в его дверь в 2008 году, чтобы спросить, не поможет ли он помочь узнать личность девушки. Он согласился попробовать.
- Если ты подбираешь незнакомку, попутчицу, она не скажет тебе своего имени. Ты и не пытаешься перейти на личности, - сказал тогда Рот газете "Дейли Геральд". - Она тоже не спросила, как меня зовут.
Сегодня он - свободный человек, освобожденный из тюрьмы в 2005 году. Он строит свою жизнь вне тюремных стен, в мире, который не очень похож на тот, что оставил его позади.
Для детективов это первый случай, когда осужденный убийца помог им, не получив ничего за свое сотрудничество. Рот, который провел почти три десятилетия, выполняя приказы людей в форме с оружием, говорит, что теперь пытается поступать правильно.
“Я здесь, чтобы помочь детективам раскрыть тайну", - сказал он.
Это было летом 1977 года, за несколько дней до того, как Элвиса Пресли нашли мертвым в его особняке в Грейсленде. Классика научной фантастики 1950-х годов “Война миров” и “Когда миры столкнутся” были объявлены двойным сеансом в автомобильном кинотеатре Паджет Парк. Дети стекались к Серебряному озеру, чтобы насладиться последними теплыми днями летних каникул.
Она шла на юг по шоссе Ботелл на восточном берегу озера. Пляж был хорошим местом, чтобы найти кого-то, кто мог бы поделиться косяком или несколькими банками пива.
Рот, которому тогда было 20 лет, проехал мимо на своем "Шевроле Нова" 1963 года выпуска. Он заметил высокую девушку с каштановыми волосами и летним загаром. На ней были короткие обрезанные синие джинсы и полосатая майка. Она села в машину, и Рот направился к магазину "Мидленд" на Четвертой Авеню. Он взял упаковку пива из шести банок и поехал в укромное местечко неподалеку от средней школы Маринер.
Она выкурила сигарету, выпила пива. Рот хотел заняться с ней сексом. Она отказала ему. Рот вручил ей подарок: длинное блестящее павлинье перо.
Ей все ещё хотелось домой.
И тут ярость взяла верх. Рот накинул ей на шею веревку от тарзанки, затащил в лес и стрелял из своего ружья 22-го калибра пока обойма не опустела, а затем подобрал гильзы.
Более 30 лет спустя, сидя в конференц-зале в офисе шерифа, окруженный детективами, Рот не хочет говорить об убийстве. Его низкий голос полон раздражения, когда он ясно дает понять, что не заинтересован в подробностях.
Намеки на жизнь Дорогой Джейн Доу содержатся в отчете о вскрытии. В карманах ее шорт лежали 17 центов, неполная пачка "Мальборо" и пустой пластиковый пакет. На ней были сине-белые теннисные туфли для мальчиков седьмого размера, марки "Мистер Сникерс". Часы "Таймекс" болтались у нее на левом запястье, кожаный ремешок застегивался на предпоследнее отверстие.
А вот семь свинцовых пуль, извлеченных из ее головы, принадлежали кому-то другому.
Несколько дней спустя в полицию позвонили по поводу мужчины, размахивающего винтовкой в парке возле Золотого бара. По дороге к месту происшествия полицейский остановил машину, двигавшуюся по шоссе № 2. От "Шевроле-Новы" пахло марихуаной. Внутри были пакеты с коноплей, зажимы для самокруток, заряженная винтовка 22-го калибра и пучок павлиньих перьев. Рот был арестован. К тому времени, когда полицию вызвали по поводу трупа Лиз, Рота уже выпустили из участка.
Позже Рот признался другу, что убил автостопщицу. Друг рассказал об этом полиции. После возбуждения против него дела полицейские арестовали Рота 18 января 1979 года, в его квартире в Порт Орчарде.
Хоть это и заняло много времени, но баллистические тесты в конце концов показали, что пули, извлечённые из головы Джейн Доу, совпадают с теми, что были выпущены из винтовки Рота.
Присяжные признали его виновным в убийстве первой степени 9 ноября 1979 года.
Но кем была убитая девушка никто до сих пор не знал.
Тем временем руки молодой женщины были отделены от тела и отправлены в штаб-квартиру ФБР для снятия отпечатков пальцев. Совпадений не было найдено.
Любой, кто мог бы найти связь между Элизабет Энн Робертс и безымянным телом, имел бы веские основания отказаться от этой мысли, основываясь на официальных заявлениях, опубликованных офисом шерифа. В первых новостных статьях на эту тему сообщалось, что она была взрослой женщиной, от 20 до 30 лет.
Ее череп не был похоронен, и судебный дантист доктор Гэри Белл обследовал её челюсть в 1988 году. Он обнаружил, что её передние зубы были отреставрированы, а один из её зубов мудрости имел корни, которые все еще развивались. Таким образом, по его оценкам, ей было от 17 до 24 лет. Поиски совпадающих зубных карт ни к чему не привели.
В 1992 году детектив Джон Хиндс, судебный художник, использовал доступные на тот момент методы для реконструкции лица девушки. Он снял гипсовый слепок с ее черепа и старательно вылепил из глины контуры мышц и сухожилий. Он дал Джейн Доу лицо, и фотографии его реконструкции были показаны по телевизору, но всё было безрезультатно.
Это была первая попытка, и теперь, оглядываясь назад, становится предельно ясно почему. Получившаяся копия мало походила на девушку из ежегодника. Полицейские нарядили модель в шарф, кудрявый парик и блестящую рубашку с длинными рукавами. После того, как шоу "Ивнинг Мэгэзин" вышло в эфир, позвонила женщина с вопросом, может ли это быть её родственница 50-ти лет.
Детектив по расследованию убийств округа Снохомиш Джон Хиндс восстановил ее лицо снова уже как судебно-медицинский художник, все еще используя череп, но уже на бумаге, в двух измерениях, примерно в то же время, когда детектив Шарф взялся за это дело в 2008 году. Позже, в 2016 году, Натали Мурри, также служившая ранее в полиции предоставила ему еще один снимок с цифровой обработкой. Рисунки запечатлели черты настоящей Лизы Робертс: пропорции подбородка и рта, некоторую кривизну около кончика носа и даже тонкие бретельки ее полосатого топа.
А в том же 2008 году судебный антрополог доктор Кэти Тейлор исследовала эксгумированные останки и пересмотрела предыдущие оценки возраста молодой женщины. Теперь считалось, что найденой женщине было от 15 до 21 года. Если бы ей пришлось сузить круг поиска, она бы предположила, что от 16 до 19.
Даже убийца, Дэвид Рот, хотел восстановить ее личность.
Детективы показывали Роту новый набросок Джейн Доу. Он сказал им, что удивлен, что её всё ещё ищут. Прежде чем они опубликовали эскиз для прессы, Рот помог им с некоторыми деталями. С ее прической произошла небольшая перемена, и он сказал им, что, по его мнению, нос у нее не совсем правильный.
“Нам нужна история девушки, - сказал он. - Я вижу, что детективы из кожи вон лезут, чтобы установить ее личность. Когда эти ребята спросили, я сказал им, что сделаю все, что смогу. Я больше не могу помочь ей, но я могу помочь тем, кто ищет ее.”
"Пока она безымянна, ему не перед кем извиниться”, - писала репортер "Геральд" Диана Хефли, когда брала у него интервью около 10 лет назад.
Рот так и не успел извиниться. Он умер от рака ровно через 38 лет после убийства, 9 августа 2015 года. Тайна пережила его.
Как говорилось выше, в ходе дальнейшего расследования был найден биологический сводный брат Лизы, ДНК которого была использована для проверки соответствия профилю ДНК матери Лизы. Затем записи об усыновлении были получены из Управления здравоохранения штата Орегон. Основываясь на всей этой новой информации, главный судебно-медицинский эксперт округа Снохомиш, доктор Мэтт Лейси подтвердил идентификацию Элизабет Энн Робертс.
Детектив Шарф связался с её приёмной семьей и сообщил им новости. Он узнал, что её звали Лиза."Сестра Лизы, Тоня, которой было всего 10 лет, когда Лиза убежала, сказала: “Я смотрела на Лизу как на свою старшую сестру, которая проводила время и играла со мной. У нас были очень хорошие отношения, потому что мы обе были удочерены." - сказала Тоня в заявлении, опубликованном офисом шерифа.
Для ее семьи исчезновение Лизы не было легким или счастливым опытом. Они планируют похоронить ее на том же кладбище Худ Ривер, где покоятся как биологические, так и приемные члены семьи.
“Мы выполнили свою задачу и вернули этой девушке ее имя, - сказал Шарф. Она не собирается вечно быть неизвестной личностью.”
Элизабет родилась 3 ноябре 1959 года, в Худ Ривер, штат Орегон, у родителей, которые вскоре разведутся. В младенчестве она была удочерена некровными родственниками по фамилии Робертс. Примерно в то время, когда ей исполнилось 6 лет, они переехали через весь штат в город Розберг.
Ее биологический отец, Стэнли Элдер, его новая жена и трое биологических братьев Лизы из Худ Ривер погибли, когда их автомобиль упал в реку Коламбия в 1970 году.
В подростковом возрасте руки и ноги Лизы стали активно расти, а рост на момент пропажи был выше 177 сантиметров. Она возвышалась над всеми членами своей приёмной семьей на фотографиях. Ее отец рассказал детективу, что передние зубы Лизы были сломаны на репетиции оркестра - другой ученик ударил ее по флейте, когда она играла.
Примерно за неделю до того, как она пропала, родители поссорились с ней из-за пакетика с марихуаной, найденном на лужайке их дома.
Лиза была объявлена пропавшей 25 июля 1977 года. Она должна была вернуться домой после тусовки с друзьями к 11 часам вечера. Она не оставила какой-либо записки с объяснением почему и куда она уходит. Судя по заявлению ее отца в полицию, она взяла с собой не так уж много вещей, сказал Шарф. Сообщение о пропаже человека было внесено в NCIC - национальную базу данных, которую вело ФБР. Но в тот же день ее имя было удалено без объяснения причин. Все эти годы детективы подозревали, что они ищут то, чего на самом деле нет.
Вернувшись к этому делу, Шарф обратился в ФБР для получения списка всех пропавших без вести людей, которые могли бы быть Дорогой Джейн Доу - молодых женщин, которые были белыми, рожденных с 1955 по 1962 год, и в пределах 5 футов ростом, чьи дела были изъяты из федеральной базы данных, во второй половине 1970-х годов. Он получил документ с 39,447 именами.
И в нем не говорилось, кто был найден или почему их записи были удалены.
Как оказалось, Элизабет Энн Робертс была в этом списке. Но просеять такое количество информации было невозможно.
Детектив узнал только в этом месяце, что Лиза Робертс позвонила из Эверетта примерно через две недели после того, как покинула родной город. Если бы заявление отца оставалось активным, Лизу можно было бы опознать в течение нескольких дней, а не поколений.
“В мире так много плохого, - говорит Шарф. Эта девушка, возможно, собиралась просто пойти куда-нибудь выпить с этим парнем, как это делают подростки. Но у нее, по крайней мере, были моральные принципы, чтобы не позволить ему воспользоваться ею. И мне показалось очень грустным, что она пыталась быть хорошей девочкой, и это её убило. Я бы гордился ею, если бы она была моей дочерью.”