Генеральный директор Яндекс.Денег Иван Глазачев выступил на онлайн-конференции Visa и рассказал, как изоляция повлияла на всё. Занимаетесь собственным делом или подумываете об этом — почитайте, как изменился рынок.
Любители магазинов освоили покупки в интернете
Российский рынок электронной коммерции ускорился во время изоляции. Очевидный толчок е-ком получил от вынужденного прихода консервативных пользователей. Любители ходить по магазинам — потрогать, примерить, выпить кофе, ещё повыбирать — освоили покупки в интернете. Согласно опросу Visa, во время самоизоляции 38% пользователей впервые попробовали онлайн-шопинг. По данным Data Insight, таких «новичков» — 10 млн.
Соцсети хорошо продают
Заметно выросла важность социальных сетей и мессенджеров как каналов рекламы и продаж. Благодаря соцсетям многие люди попробовали покупать в онлайне, опыт оказался успешным, теперь они готовы снова и снова возвращаться к такому формату шопинга.
Диджитал рулит
Малый бизнес получил резкий толчок к развитию онлайн-каналов продаж. Наш сервис Яндекс.Касса помогает бизнесу принимать платежи. Количество магазинов, подключающих Кассу, выросло на 33% относительно прошлого года. По данным Visa, 76% опрошенных представителей компаний положительно смотрят на диджитализацию, 52% видят в ней потенциал для дальнейшего развития бизнеса.
Туризм упал, доставка выросла
Туризм, авиабизнес, индустрия мероприятий значительно упали: в среднем оборот онлайн-платежей в этих сферах «просел» по сравнению с прошлым годом на 48%. Увы, у таких предпринимателей не было возможности компенсировать падение — только ждать, когда закончится режим изоляции.
Быстрее всех росли продажи одежды и обуви, электроники и бытовой техники, косметики, медицинских товаров и услуг, товаров для отдыха и хобби, а также доставка продуктов.
Самоизоляция стала триггером для фудтех-индустрии — в малом бизнесе доставка еды и продуктов выросла на 66%. Традиционные магазины и до пандемии наращивали объемы электронной торговли. Также на рынке работают и активно развиваются компании, которые доставляют продукты в течение 15 минут, что одновременно создает конкуренцию и маркетплейсам, и магазинам шаговой доступности. В сегодняшних реалиях такой клиентоориентированный подход очень важен.
Красота спасла бизнес
Сервисы, связанные со здоровьем и красотой, прибавили 80%. В этой категории развивались не только аптеки, выросли продажи витаминов, добавок и косметики. Оборот платежей на онлайн-площадках, которые продают товары для здоровья, витамины и БАДы, вырос примерно на четверть. Кстати, многие сетевые магазины косметики и парфюмерии испытали серьезные трудности, когда закрылись офлайн-площадки. Онлайн-продажи выросли в тех магазинах, которые начали развивать электронную коммерцию ещё до изоляции.
Самозанятые быстро сориентировались
Сегмент самозанятых от месяца к месяцу рос на 30% — люди сверхбыстро реагировали на изменения. Кстати, средний чек у самозанятых выше, чем у малого бизнеса. Ещё из интересного: каждому самозанятому во время изоляции в среднем безналично платили 17 раз в месяц.
Лидирующим направлением стало онлайн-образование всех форматов. Одежда и обувь от локальных марок, нишевые магазины продуктов питания, а также сувениры и милые вещицы для дома пользовались огромным спросом - до 500% роста в обороте!
Сейчас уже можно подвести некоторые итоги того, как рынок вёл себя во время изоляции, и проанализировать, как идёт возвращение к нормальной жизни. Одно ясно точно — это будет совершенно новая нормальная жизнь.