Армяне, чтобы обосновать свои территориальные претензии к Азербайджану, Турции и Грузии и оправдать захватническую политику ссылаются на то, что якобы в очень древние времена, когда еще других закавказских государств не было, была Великая Армения (на самом деле географическое название местности-Большая Армения, в которой проживали много народностей, в том числе и хаи) и великий армянский народ, и почти вся территория Закавказья находилась в составе Великой Армении. Армяне в восторженном умилении от этих сказок о былом величии так долго повторяли эту чушь, что в конце и сами ей поверили.
Но были здравомыслящие исследователи и историки, в том числе и среди армян, которые понимали опасность этой враждебной идеологии и пытались образумить научными доводами своих соплеменников.
Привожу высказывания армянских историков со ссылками на источников. А выводы делать вам, дорогие читатели.
Манук Абегян, известный литературовед, языковед, фольклорист, академик: «…где корни армянского народа, как, когда, в какое время, откуда и какими путями он пришел сюда… Мы не располагаем точными и ясными свидетельствами этого» («История армянской литературы», Ереван, 1975).
Айказян, известный армянский историк: «Первая армянская династия состоит не из исторических личностей, а личностей, взятых из выдуманных сказок. Сам Мовсес Хоренаци не является историком пятого столетия, а историком-фальсификатором, жившим в седьмом столетии». («Армянская история»,Париж, 1919).
Антон Гарагашьян: «О прошлом армян не имеются сведения, которые можно было бы считать историей или преданием. После принятия христианства придумали родство Айка с Ноем. Принято, что он потомок Торгома, одного из внуков Яфеса, сына Ноя. Ибо некоторые из старых историков имя Торгома, упоминаемое в еврейских летописях, показали как часть Армении, семья, род, нация Торгома. Об этом впервые написал Хоренский Мовсес». («История восточного вопроса», Лондон, 1905).
Н.Пастермаджян, армянский историк: «Армянские летописи относят появление Хайка и его народа в Армении к 2200 году до н.э. и приводят список сменявших друг друга до 800 г. до н.э. духовных вождей и царей. Современная наука не подтверждает эту легенду. Народы в отличие от индивидов любят прибавлять себе возраст…».
Геворк Аслан: «Мы должны принять, что Мовсес Хоренаци эти свои рассказы черпал из сирийских сказок или же услышал от скитавшихся в Армении Хуруфитов и мастерски воплотил их в собственном сочинении. Сам пользовался историческими источниками Сирии и Ирана. Присвоил отрывки из войны евреев Ясенхена, истории церкви Еузебена, из паскале и Малалеса». (Геворк Аслан, «Исторический этюд о населении Армении», Париж, 1909).
Б.Ишханян: «Армяне, проживающие в Карабахе, частью являются аборигенами - потомками древних албанцев, а частью беженцами из Турции и Ирана, для которых азербайджанская земля стала убежищем от преследований и гонений». (Б.Ишханян, «Народности Кавказа», Санкт-Петербург, 1916).
Михаил Варданян:«Армяне, проживающие в Османской Турции, были намного свободнее в вероисповедании, литературе и родном языке, нежели в России». («История армянского движения», Париж, 1932).