Феномен Юлии Сочилиной не имеет равных в искусстве художественной куклы.
Как уже неоднократно заявлялось, художественная кукла – искусство синтетическое, и творчество кукольника трудно заключить в рамки какого-либо одного жанра.
Работы ЮлииСочилиной – замечательный и неповторимый пример этого искусства, балансирующего на стыке прикладного искусства, скульптуры, театра, живописи.
Что мы можем знать о формировании творческой личности, о становлении внутреннего мира художника?
Из каких таких магических стеклышек складывается тот удивительный, всегда неповторимый, калейдоскопический волшебный фонарь, с помощью которого художник смотрит на мир так, как никто не смотрит, проникает в скрытые, тонкие слои человеческого сознания, извлекает из небытия прекрасные образы и тайные смыслы? Мы можем только догадываться.
Рожденный тонко чувствовать, а главное претворять свои чувствования в визуальные формы, художник живет впечатлениями, особым образом упорядочивая их и формируя из них рабочий материал. Детство – период первых накоплений такого материала.
Юлия Сочилина родилась 20 февраля 1967, в городе Щелково. Мама - младший научный сотрудник, папа – «токарь-интеллектуал, похож на Гошу из «Москва слезам не верит”. Жили скромно, но красиво – много книг, журналов с картинками, рассуждений, слов. Не об искусстве – о жизни, о мире.
Бабушка по маминой линии – Галина Ильинична – мать четверых детей, преодолевая тяжелые жизненные обстоятельства, «бедность, почти нищету», хватаясь за любую работу, лишь бы прокормить семью, будучи от природы творческим человеком, всеми силами старалась подарить своим детям, а потом и внукам, ощущение радости, показать им другую, чудесную сторону жизни. Она устраивала незабываемые праздники, придумывала сценарии представлений, распределяла роли, сама шила маскарадные костюмы, мастерила маски из папье-маше.
Вот они, первые опыты создания иллюзорной, прекрасной реальности! Другая бабушка - Клавдия Петровна Забелина – «совершенно русский человек, любила чашки тонкого фарфора с золотом, книги про купцов-миллионеров» возила внучку по золотому кольцу России.
«Ростов Великий – малая родина моя. Синие купола с золотыми звездами – потрясающие впечатления детства. Непонятно, огромно, фантастично! Дома с прекрасными резными наличниками, с геранью за мутным окошком... Сейчас все проржавело, - все исчезло...»
Отсюда, наверное, чувство возвышенной красоты, и, вместе с тем, щемящая тоска по ушедшим временам и грустные мысли о Родине.
"И еще, совсем в детстве, поездка в Ленинград с родителями... Классическая архитектура, Летний сад, парковая скульптура, Эрмитаж, Русский музей, и портреты, портреты... а в номере гостиницы, кажется,... были клопы.
Из тех времен - не взирая на прозу жизни, – радость общения с великим искусством. И еще привычка рассматривать лица.
«И страсть на всю жизнь к портретной живописи 18-19 веков – картины Гейнсборо, Боровиковского, акварельные портреты Брюллова. А потом графические серии Хогарта... С другой стороны, интерес к стилю барокко, его символам и аллегориям, любование Рубенсом, голландцами. И восхищение крайними проявления моды, абсурдными излишествами в дизайне. И много, много еще».
И – удивительное чувство причастности к сюжетам и персонажам картин старых мастеров.
Потом была Щелковская художественная школа, Абрамцевское художественно-промышленное училище, «постоянное внутреннее сопротивление предлагаемым совдеповским темам», замужество, работа на предприятии «Художественная гравюра» на Преобреженке, роспись подносов «совсем не по профилю, но – опыт».
Потом перестройка, работа на Вернисаже в Измайлово, резьба и роспись по дереву. И книги...
«Эмили Броне «Грозовой перевал», Эдгар По, Гофман, Проспер Мериме, Диккенс. «Унесенные ветром», (нравится героиня, противоположная мне), «Ярмарка тщеславия» Теккерея, «Лето господне» Шмелева,»Поколение Х» Дугласа Коупленда, ... И очень, очень любимый мной Томас Гарди, любимейший роман «Возвращение на Родину», ... Маленькие трагедии Пушкина, поэзия Некрасова, от Блока с ума сходила...».
Постоянные поиски себя как художника и мучительные попытки заработать каких-то денег. Обычная история... Как у многих. Словом – жизнь! А жизнь тяжелая, тревожная. Век урбанистической дисгармонии в зените, и эпоха разовых вещей наступает, а действительность уже режет крылья. Но все же есть ощущение, что что-то можно изменить, хотя бы у себя в душе, хотя бы для своих близких... сделать что-то, что можешь только ты. И начинается время поисков идеала и образного отражения его в некой Героине, живущей своей жизнью, меняющей маски, умеющей преодолеть время, и помнящей что-то, что современному человеку уже не открывается... И последовали годы напряженной работы, опытов, ошибок и разочарований, первых успехов и, наконец, блестящих побед.
Говорят, истинная индивидуальность не стремится отличаться от других, она просто отличается.
Продолжение следует...
автор статьи: Александра Худякова