Основной этап сдачи ЕГЭ окончен. Не успели прийти первые результаты, как рособрнадзор радостно рапортует нам, что экзамен в этом году школьники сдали гораздо лучше, чем в прошлом (и вообще когда-либо). Но так ли все радужно, как это описывают надзиратели за качеством образования, или опять врут, и их вычисления "притянуты за уши"? Пробуем разобраться.
Результаты последних ЕГЭ (иностранные языки, биология) будут опубликованы 2 августа. На момент написания статьи опубликованы результаты по русскому, информатике, литературе и географии. Вот о них и пообщаемся.
Экзамен по русскому сдавали почти 614 тысяч человек, что по данным рособрнадзора на 62,5 тысячи меньше, чем в прошлом году (примерно на 10%). "ЕГЭ по русскому языку сдают все выпускники, которые собираются поступать в вузы. В текущем году результаты тех, кто сдавал этот предмет, не ухудшились, а, наоборот, выросли. Мы видим ежегодный рост показателей ЕГЭ по русскому языку..." заявил глава рособрнадзора. Значит, 10 % это те, кто вообще экзамен не сдавали. Средний тестовый балл на ЕГЭ по русскому языку в 2020 году составил 71,6. Действительно, тенденция такова, что по основным предметам экзамены каждый год сдают все лучше и лучше. Лично я объяснял это тем, что учителя и репетиторы, которые готовят к ЕГЭ, уже наизусть выучили все задания, которые год от года не меняются, ( плюс еще открыто множество способов "улучшить результат"). Но все оказалось проще (и страшнее). Я не нашел в интернете результатов раньше 2009 года. Но за прошедшие 10 лет, разница, конечно, впечатляет. Средний тестовый балл участников ЕГЭ 2009 года составил 57 баллов. Всего ЕГЭ по русскому языку сдавали 964413 экзаменуемых. А вот тут подозрительно. В прошлом 2019 году, экзамен был обязательным, то есть все выпускники должны были его писать. Так его сдавали 692 453 человек (официальные данные). Путем нехитрых вычислений получается, что экзамен в 2009 году сдавало на 28,2 % больше учеников! Мы что, вымиpaeм? Пока еще не совсем, скорее всего, ученики просто не идут в 10 класс, что тоже плохо. Это свидетельствует о бесполезности высшего образования в стране. То есть, высокий балл достигается путем уменьшения количества экзаменуемых! И так по всем предметам.
С необязательными предметами дела такие. Рособрнадзор лукавит приводя положительную статистику. Да, средние баллы немного подросли, в русле ежегодных улучшений результатов ЕГЭ. (статистику приводить не буду, ее легко и так найти). Но, большее, чем в прошлом году, количество учеников было только на информатике. Эти знают куда идут и зачем. Вместе с отменой "обязательных" экзаменов отсеялись "авосьники", которые сдавали дополнительные в надежде поступить хоть куда - нибудь. Благодаря тому, что двоечники, которым "все равно что сдавать, лишь бы не на 2", в этом году просто получали свои аттестаты и шли "куда глаза глядят", вырос средний балл. Все - таки "дистанционные каникулы" дали о себе знать.
Это нам и показал скандал с экзаменом по химии, где ожидаются просто провальные результаты. Химия вошла в число предметов, вопросы к которым сильно поменяли в этом году, а благодаря дистанционке, учителя не смогли донести материал до школьников, тем более, что на ФИПИ новых вариантов заданий не выложили. То есть, получился экзамен, к которому невозможно подготовиться. И вина это исключительно рособрнадзора, который должен следить за адекватностью вопросов ЕГЭ.
Вроде бы все хорошо, средний балл растет. А является ли он реальным показателем уровня образования? Если так, то те кто сдавали 10 лет назад гораздо менее грамотные, чем современные выпускники.
P.S. вообще, следовало разделить статью на 2 части, но надеюсь, что за ходом моих мыслей можно уследить. Спасибо, что читаете, если у меня, как вам кажется ошибки в подсчетах, или данных, пожалуйста поправьте, принимаю здравую критику. Подписывайтесь, ставьте лайки!