Найти тему
Белорус и Я

Красные яблоки на снегу 1944-го…

Память Союзного государства

Памятный мемориал открыт на месте сожжённой деревни Ола в Гомельской области. В церемонии принял участие Президент Беларуси Александр Лукашенко

Четырнадцатого января 1944 года фашисты оцепили деревню Ола и учинили дикую расправу над мирными жители. Озверевшие гитлеровцы загнали стариков, женщин и детей в дома и сараи, заперли их там, а затем сожгли живьём. Фашистские изверги бросали в горящие дома гранаты, стреляли из автоматов и следили, чтобы никто не мог убежать.

В тот страшный день в огне погибли 1758 человек, в том числе 950 детей: в небольшой полесской деревушке Ола, всего на 34 двора, укрывались жители ещё 12 деревень... До освобождения района от оккупантов женщины, старики и дети не дожили всего 13 дней.

В живых чудом остались только восемь детей – раненых, обмороженных, искалеченных… Они потом станут главными свидетелями чудовищного злодеяния фашистов.

В самом начале единственной деревенской улицы жила семья с четырьмя малолетними детьми. Отец в первые дни войны ушёл на фронт. Летом 1945 года он вернулся в родную Олу, но не нашёл ни одного дома, только обугленные печи, несколько уцелевших яблонь, братскую могилу, где обрели свой последний приют его жена и дети. На месте его родного дома – воронка: в то утро женщина с детьми пряталась в яме за хатой, но фашисты нашли их и бросили туда гранату…

Почти в каждом дворе довоенной Олы росли яблони
Почти в каждом дворе довоенной Олы росли яблони

Там, где стоял раньше его дом, мужчина поставил деревянный крест. В конце 1950-х сельчане, возродившие деревню из пепла, установили здесь скромный памятник: солдат с автоматом за плечами низко склонил голову, словно молит о прощении за то, что не сумел защитить своих родных...

Сегодня, спустя 76 лет со дня Ольской трагедии, в живых не осталось ни одного из выживших в тот день. В Светлогорском районном историко-краеведческом музее хранятся записи их воспоминаний. Читать их без слёз невозможно.

Таня Ярошевич рассказывала, как побежала по тонкому льду на другой берег речки, а погнавшийся за ней каратель решил не рисковать и просто выстрелил в спину. Но девочка осталась жива.
-3

– Двоюродный брат моей мамы, ему тогда было пять лет, увидев немцев, побежал в сторону леса. Фашист натравил на него собаку. Мальчик поднимался, а овчарка сбивала ребёнка с ног... Ребёнок выжил чудом. – Для старшего научного сотрудника филиала музея Натальи Гавриленко трагедия Олы – часть семейной истории.

Участник освобождения Белоруссии писатель Сергей Голицын после войны напишет книгу «Сказания о белых камнях», в которой расскажет и о трагедии Олы: «На всю жизнь запомнил я одну маленькую деревеньку Ола, затерявшуюся в болотах Полесья. Я попал на пожарище весной 44-го… Как нелепые башни, высились закоптелые печи. Вокруг стояли яблони, иные из них погибли от огня и раскинули во все стороны чёрные, изуродованные и рогатые сучья. А другие яблони обгорели только с одной стороны, и две-три их ветви уцелели. И каждая такая живая ветвь, словно пеной, была осыпана розовыми и бело-розовыми цветами…»

В Оле погибли жители 12 окрестных деревень. До освобождения Гомельщины от фашистов оставалось 13 дней
В Оле погибли жители 12 окрестных деревень. До освобождения Гомельщины от фашистов оставалось 13 дней

Чрезвычайная государственная комиссия по учёту и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков установила номера воинских формирований, участвовавших в карательных операциях на Гомельской земле. Это были солдаты и офицеры 707-й и 45-й пехотных дивизий вермахта группы армий «Центр». Обе они были уничтожены летом 1944 года в ходе операции «Багратион». Захваченные в плен офицеры, принимавшие участие в карательной операции в Оле, предстали перед судом. Заседания проходили в Брянске. Возмездие настигло палачей, но 1758 загубленных невинных душ уже никогда не вернуть…

«Всё поджигали, чтобы память сжечь, а я живу, чтобы её сберечь…» – это строчки из поэмы «Ола» местного поэта и почётного гражданина города Светлогорска Изяслава Котлярова.

– Меня эта трагичная история не отпускает вот уже более полувека, с тех самых пор, когда я впервые побывал на месте Ольской трагедии, когда стал записывать воспоминания чудом выживших очевидцев той трагедии, – рассказывает он.

Изяслав Котляров организовал сбор средств на строительство мемориала. Первая сумма на счету – это деньги, которые подарили ему в день рождения
Изяслав Котляров организовал сбор средств на строительство мемориала. Первая сумма на счету – это деньги, которые подарили ему в день рождения

Изяслав Котляров выступил инициатором возведения мемориала на месте сожжённой Олы. Несколько лет назад он открыл благотворительный счёт и положил на него деньги, подаренные ему на день рождения. Вскоре на счёт стали поступать средства от молодых людей, пенсионеров, государственных и частных компаний, предпринимателей – неравнодушных оказалось много. Чуть позже подключились местные власти, но основная часть средств была собрана на республиканском субботнике весной 2020 года. Глава государства Александр Лукашенко идею создания мемориала поддержал.

...Длина пешеходной дорожки, проложенной через весь мемориал, – символичные 292 метра: единственная улица довоенной Олы имела такую же длину. Искорёженные огнём 34 калитки, по числу сожжённых деревенских дворов, как символы загубленных жизней. В огромных камнях навсегда застыли людской страх, боль и отчаяние: мать, крепко прижимающая младенца к груди, маленькая девочка с испуганными глазами, хата в языках пламени, потревоженные огнём аисты, звонница с набатным колоколом.

В этом году впервые за долгие годы на ольской земле посадили саженцы яблоневых деревьев…

Александр ДОБРИЯН, Елена ШАРОНОВА, Минск

Фото: Виталий РАСПОПОВ, Андрей СИЛИВОНЧИК

© "Союзное государство", № 7, 2020

Дочитали до конца? Было интересно? Поставьте лайк и подпишитесь. Вам будет приятно, а нам - полезно.

Галерея