Почти тысяча поисковых запросов со словом «франшиза» в месяц сопровождается словами «обман», «развод» и «лохотрон».
Казалось бы, бизнес-модель должна быть отлажена, риски просчитаны, бюджеты заложены. И тем не менее, интернет пестрит сайтами с «черными списками» и негативными рецензентами. В одной из следующих заметок поговорим про черные списки, а сейчас, давайте разберемся, В чем причины?
1. Действительно плохая франшиза
Нельзя исключать такую ситуацию, когда франчайзер на самом деле продает воздух, за которым ничего не стоит, или товар, на покупке которого он сам прогорел. В любой сфере бизнеса найдется тот, кто пытается сорвать куш быстро и, желательно, без последствий. И так как законодательство в сфере франчайзинга в России еще очень шаткое, упаковать что-либо в псевдофраншизу — хороший способ добиться желаемого.
Примеры: Франчайзинг5 и все их проекты, Coffee Like, Персональное решение, Gelateria Plombir и прочие фантазеры.
2. Юридические особенности
Казалось бы, Россия уже как заклинание выучила: читай все, что подписываешь, ищи мелкий шрифт и изучай документы. И тем не менее, среди негативных отзывов часто можно встретить истории о том, как на словах обещали одно, а в итоге все совсем по-другому, и это «по-другому» закреплено договором. Не стесняйтесь попросить образец договора у франчайзера и скептически его изучить, задать прямой вопрос о том, какие у Вас будут права и обязанности, при возможности сделать этот перечень частью договора.
Самый яркий пример произошел с франчайзинговой сетью Domino's Pizza.
3. Невнимательность и вера в чудеса
И все-таки, не стоит забывать, что франшиза — не денежная скважина: чтобы заработать, придется трудиться. Более того, трудиться придется еще до приобретения — промониторить рынок, собрать стартовый капитал, изучить спрос. Внимательно, а не спросив у трех друзей и родственников. К сожалению, часть отзывов при внимательном изучении вскрывает такие фразы как «Ну я тоже не посмотрел..», «Я потом понял, что надо было..» и много подобных. Хорошие примеры таких разрушителей мифов можно найти на YouTube и внимательно критически послушать, что говорит автор, в том числе, между строк. Пример — отзыв на одну из франшиз Сергея Косенко: 18+ Внимание! Нецензурная лексика.
Заключая любой договор, помните: дальнейшее взаимодействие с Вашим партнером будет опираться именно на официальный документ, и если неправы Вы — позвольте себе в этом признаться, а если неправ франчайзер, эмоциональные выплески будут гораздо менее эффективны, чем хороший юрист.