«У кого кюлоты, у того и власть»,
— говорили до того, как на смену кюлотам, закрывавшим ноги только до колен, пришли длинные брюки.
На рубеже XVIII–XIX веков брюки (изначально это была одежда простонародья) становятся одеждой высших классов общества. Тогда они были символом мужественности, и женщинам надевать их было нельзя. История брюк - это не только история одежды, но и история гендерной революции.
Слово «брюки» появилось относительно недавно. Его первоначальное значение сегодня практически забыто. Оно происходит от клички, которую дали венецианцам, любившим длинные и узкие кюлоты и чтившим Великомученика Пантелеймона (San Pantaleone). Во Французском королевстве панталоны встречаются начиная с XVI века у одноименного персонажа в комедии дель арте. Панталоне — это богатый и скаредный старик, одетый в характерный костюм, включающий в себя длинные узкие штаны. В фигуральном смысле Панталоне — это «человек, который, чтобы добиться своих целей, надевает на себя множество личин и играет множество ролей». Этот персонаж итальянской комедии танцует фарс-панталонаду — сочетание паясничания и игривых поз. По расширении значения слово pantalonnade начинает обозначать «ложное проявление радости, боли, доброжелательства, смешную уловку, чтобы выйти из затруднительного положения». Вне театрального контекста брюки становятся оригинальным элементом костюмированных вечеров.
В конце XVIII века брюкам, которые к тому времени уже носили давно, дают такое определение: «кюлоты и чулки одновременно». В 1790 году Марат говорит о «длинных кюлотах без ступни» В революционный язык брюки вошли посредством отрицания — «санкюлоты» («не носящие кюлотов») Кюлоты указывали на некоторое материальное благополучие их обладателя. Эта плотно сидящая, хорошо подогнанная, а порой обтягивающая одежда — противоположность широким одеяниям, скрывающим тело, которые были распространены в нижних слоях общества.
Из книги "Политическая история брюк" Бар Кристин