Найти тему
Смысловой Штурм

Система образования в России превращается в систему контроля знаний

Оглавление

Образование, просвещение, обучение, система образования, Министерство просвещения — какие красивые слова! Эти слова наполнены определенным смыслом. Например, по Ожегову «образование» - это получение систематизированных знаний и навыков, собственно обучение, а «просвещение» - это знания, образованность, их распространенность.

«Обучение» же — это педагогический процесс, который организует и стимулирует учащихся овладевать знаниями, умениями и навыками, развивает их способности. Если процесс педагогический — значит роль педагога в нем просто незаменима.

Совершенно очевидно, что задача системы образования — давать все эти знания и навыки гражданам, а задача Министерства просвещения — организовывать этот процесс.

Так же совершенно очевидно, что в определенном возрасте дети могут получать знания только от взрослых, т. к. не знакомы с окружающим миром, с чтением и письмом, с математикой и другими науками. Став старше, уже подростки и даже взрослые — также нуждаются в том, что бы их направляли, корректировали, советовали.

И если мы говорим о существовании системы образования в стране, то мы подразумеваем, что у нас существует этот самый процесс обучения, цель которого — развивать каждого ребенка, воспитывать тягу к знаниям.

Если эти задачи перекладываются на плечи родителей, значит системы образования в стране не существует.

Да, безусловно, роль родителей велика. Но не каждый родитель сам обладает необходимыми знаниями и опытом, что бы лично дать своему ребенку качественное школьное образование. Поэтому цель статьи — не обсудить роль родителей в процессе воспитания и образования, а рассмотреть те функции, которые выполняет или не выполняет система образования.

Система образования исчезает

На данный момент система образования постепенно начинает «сдавать», то есть начинает отказываться от тех функцией, которые её собственно и делают системой образования.

  • Например, в первый класс дети должны приходить уже подготовленные, уметь читать, писать, считать на довольно хорошем уровне. Где эти навыки получить? Детские сады не дают всё это в полном объеме, да и не всегда можно попасть в детский сад, т. к. нет мест. То есть подготовка к школе — это уже не задача системы образования, а задача родителей.
  • Учась в школе, дети часто сталкиваются с нехваткой педагогов. Один педагог работает на несколько ставок, поэтому не может качественно учить детей, и часть образовательного процесса опять же ложится на плечи родителей.
  • Введение дистанционного образование также сигнализирует нам о том, что процесс обучения сменяется процессом «доведения до сведения учащихся списка учебников и сайтов с заданиями».
  • ЕГЭ по химии в этом году ещё раз показал нам необходимость получения знаний вне общей школьной программы, то есть вне государственной системы образования.

Система контроля знаний

Давайте вспомним, сколько контрольных и тестов пишут наши дети? Кроме постоянных контрольных и самостоятельных работ в школе есть Всероссийские проверочные работы, переводные контрольные, ЕГЭ в этом году не был отменен, а дистанционное обучение было заполнено одними безликими тестами. Вопросы в этих тестах порой не перекликались со школьной программой в принципе.

Всё бы ничего, контроль действительно нужен. Проблема в том, что декларируется именно контроль знаний. Мы слышим постоянные обещания об этом контроле. Даже учебный год планируют начать именно с контроля остаточных знаний.

Но нет никаких обещаний о том, что детей будут УЧИТЬ, причем всех и качественно.

Быстрыми, просто угрожающими темпами система образования начинает превращаться в систему контроля знаний. Как и где эти знания будут получать дети — уже не важно, государство постепенно снимает с себя обязательства по обучению детей.

Свет знаний от государственной системы образования бил когда-то прожектором, а сейчас еле теплится лучиной в тёмной избе. По самым благоприятным прогнозам сейчас стадия "керосиновой лампы".

Думаю, что Министерство просвещения пора переименовывать в Министерство контроля знаний.