Почему сельское хозяйство «по старинке» обречено на неуспех и зачем Ставрополью аграрные мегапроекты.
Любители понастольгировать о вальсе Шуберта и хрусте французской булки утверждают, что раньше всё было лучше и правильнее. Народом правил добрый царь, общество жило по вековым устоям, а на столах у наших предков всегда была здоровая, пища без ГМО. Некоторые даже всерьёз рассуждают о преимуществах крепостного права и натурального хозяйства. На деле же мы имеем за плечами многовековой опыт догоняющего прогресса, который только и спасал (да и то не всегда) людей от голодной смерти.
Время меняться
Ставропольский край благодаря своему климату и почвам всегда был житницей страны. В царские времена земледелие было по-средневековому примитивным. СССР организовал индустриализацию аграрного сектора. Первые десятилетия «новой России» многие эксперты считают периодом проедания советского наследия и бездумной эксплуатации природных ресурсов.
В итоге мы получили рекордные урожаи зерновых, которые успешно продавались в другие регионы и страны. Но, во-первых, за счёт практически всех других отраслей сельского хозяйства, а во-вторых, на фоне перспективы истощения нашей земли.
Осознание того, что нужно в корне менять отношение к этой проблеме, пришло в начале 2010-х. А сейчас, несмотря на трудный во всех отношениях год, можем оценить первые ощутимые результаты и понять, собственно, куда мы идём.
Солнце восходит на востоке
Далеко не единственным, но характерным примером может служить история СХП Терский в Будённовском районе. Несколько лет назад практически разорённое предприятие перешло в руки новых собственников и те доказали, что безнадёжных ситуаций не бывает. Стоит лишь отказаться от местечкового подхода и научиться видеть дальше собственного носа.
Территория Терского на тот момент представляла собой истощённые поля, больше похожие на полупустыню и умирающий посёлок в центре. Сегодня первое, что бросается в глаза, это сотни дождевальных машин, новые дороги и восстановленная практически с нуля инфраструктура — как техническая, так и социальная.
Реконструкция школы и детского сада, щедрое озеленение, общественные здания, превращённые в «Дом механизаторов» с гордой табличкой на трёх мировых языках и «Дом науки», планы дальнейших преобразований — всё это не особо вяжется с образом удалённого населённого пункта на тысячу с небольшим человек. Но это — не сеанс невиданной щедрости, а вполне рациональное вложение предприятия в самый главный ресурс — человека.
Без воды нет будущего
Куда более грандиозные и дорогие преобразования в основном спрятаны под землёй. Колоссальная сеть водопроводных труб, которая начинается у насосных станций на Горькой Балке и заканчивается теми самыми дождевальными машинами. Только в прошлом году Терский ввёл в орошение 4340 га, а всего к 2024-му планируется организовать искусственный полив на 20 тыс. га.
Разумеется, никакое предприятие не потянуло бы такие затраты. Но сегодня руководство края и страны вполне чётко осознаёт, что без мелиорации будущего у нашего сельского хозяйства нет. Климат меняется, ледники тают, реки скудеют, а пустыня наступает. Хищническая эксплуатация прошлых лет лишь ускорила этот процесс, а теперь его надо обернуть вспять. Поэтому только в 2019 году Терский получил на создание оросительных систем субсидию в размере 460 миллионов рублей, то есть больше половины от общего объёма финансирования по региону.
В этом году на проекты развития мелиорации выделено свыше миллиарда, и несмотря ни на какие трудности с бюджетом, урезать их не будут. К 2024 году Ставрополье прирастёт минимум 100 тыс. га орошаемых земель.
Ставка на разнообразие
Другой, не менее важный стратегический поворот нашего сельского хозяйства — отказ от былой однобокости. В том же Терском сейчас помимо зерновых выращивают кукурузу, сою, овощи, а с недавних пор занялись хлопком. Пока речь идёт о десятках гектаров, но в перспективе планируют увеличить до тысячи.
Хлопок — это стратегический ресурс, из которого делается далеко не только одежда. Поэтому спрос на него будет всегда, а первую промышленную партию в прошлом году удалось выгодно продать. Как только закончится пандемия коронавируса, здесь построят и завод по первичной переработке, чтобы продавать уже не сырьё, а продукцию с высокой добавленной стоимостью.
На Ставрополье сейчас активно развивается мясное и молочное животноводство. В разных районах появляются суперинтенсивные сады, благодаря которым мы уже перестали зависеть от импорта. Причём задача ставится не только выращивать, но заниматься хранением. Для этих целей в Невинномысске построят огромное плодохранилище, оснащённое системами искусственного интеллекта.
Ещё одно направление — овощи закрытого грунта. С каждым годом количество теплиц растёт, а некоторые комплексы достигают поистине исполинских размеров. К примеру, на ночных снимках Земли, сделанных с орбиты, теплицы в Солнечнодольске сияют сильнее, чем весь Ставрополь.
Всё перечисленное — не более чем промежуточный результат. Ещё несколько лет мы производили практически одну пшеницу и зависели от импорта всего остального. Задача ближайших лет — не просто прокормить себя, но и войти в число самых мощных и надёжных экспортёров продовольствия. Не истощать, а умножать плодородие и перестать зависеть от капризов погоды. Всё это требует огромных затрат и усилий. Уже сегодня сельское хозяйство — едва ли не самая наукоёмкая отрасль на Ставрополье. Но это и означает по-настоящему вернуть свою землю себе.