Найти тему
Дмитрий Белугин

Почему дети не идут гулять?

Дети не хотят на улицу, предпочитая двору иллюзорный мир интернета? Ты доказываешь, что это вредит интеллекту и здоровью, но все попытки тщетны - ребёнок продолжает пялиться в экран. Дедушки и бабушки уже устали травить байки о своих детских забавах: салочки и лапта, чиж и городки, казаки разбойники и царь горы, резиночка, классики, дочки-матери, сифа, в конце концов - как же было весело! Почему сейчас не так?!

Причин много, но если обобщить, скорее всего, дело в когнитивном диссонансе.

Когнити́вный диссона́нс — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Подробно о понятии можно прочесть в статье по ссылке:

https://zen.yandex.ru/media/wikium/ispytat-kognitivnyi-dissonans-chto-eto-znachit-5d8c8531a660d700ad6f8edc?utm_source=serp

В своей статье я буду рассуждать о проблеме на конкретных примерах, исходя из собственного детского опыта и воспитания сына. Итак, приступим!

Уродливый пейзаж

-2

Отвлекись от телевизора, отложи телефон, черпак, карандаш или что там у тебя в руках и выгляни в окно. Ну как? За редким исключением снаружи двор-парковка и соседние бетонные муравейники, может быть травмоопасная детская площадка, но не всегда. Ну что? Тебе самому хочется гулять в таком уродстве?!

Может быть ты там родился и вырос, играл в футбол на пустыре, плавил свинец в кустах, гонял на велике под рамкой - ностальгия… Всё так, но есть одно «но»: у тебя в кармане не лежал смартфон, а вместе с ним доступ ко всему происходящему на планете. Тогда нужно было придумывать и воображать, развлекать себя самому, веселиться там, где «потухнет» большинство современных детей, просто потому, что они знают и видят больше и это «знание» многих удручает.

Слишком сильный контраст между экраном и реальностью склоняет ребенка остаться дома, где все знаком и безопасно. Не знаю у кого как, но в моей многострадальной Караганде, даже прожженные «рекламщики» избегают публиковать реальные фотографии города, заменяя их графикой или скаченными из интернета заморскими видами, ибо архитектура ужасна а виды убоги.

Тонкая душевная организация

-3

Есть такой тип людей «говнохранители». Как бы плохо им не жилось, они с пеной у рта доказывают преимущества нищего существования, защищают обшарпанные дворы, деградирующие города, повторяя: «Это родина, сынок, а родину не выбирают».

Если ты из таких, не читай дальше, а нет, так представь: на душе паршиво, день не задался, на работе шеф выпил всю кровь, а до пятницы ещё ой как далеко… Но вот стрелка подползла к шести, ты шмыгнул из офиса или цеха чуть раньше, по дороге купил пивка, ввалился в дверь, упал на диван, а по телевизору как раз футбол или что там у тебя обычно… Женщинам можно созвониться с подругами и устроить нечаянный праздник или посплетничать по телефону.

В жизни большинства взрослых всё ясно. Они адаптировались, привыкли, нашли ментальные и химические способы борьбы со стрессом, но это не значит, что ребенок может так же. Дети ранимы и впечатлительны. Их души нежны и не приспособлены к грязным интрижкам, тупым шаблонам и зоологическому ужасу социума.

Те, что по грубее, берут пример со взрослых и становится жутким воплощением пороков родителей. Многие из них прирожденные манипуляторы. Развращенные вседозволенностью, хитрые, наглые, злые они пытаются понукать другими: застенчивыми, искренними, наделёнными тонкой душевной организацией. Из-за отсутствия жизненного опыта вторые не могут сформулировать причину своей тоски или тревоги, а первые, пользуясь их слабостью, терроризируют и пытают, издеваются и унижают.

Среди детей, так же как среди взрослых, есть моральные уроды, поэтому родители должны быть внимательны, когда ребёнок возвращается домой в подавленном настроении. Скорее всего, его проблема имеет имя и фамилию, а значит её можно разрешить, пресекая дурное поведение малолетнего подонка.

Отверженные

-4

Думаешь слабакам не место во враждебной среде грубых, напористых и агрессивных, а я замечу: из таких «пришибленных» детей часто вырастают художники и артисты. Аутсайдеры, держащиеся особняком от коллектива, имеют на то свои причины.

Помню, как я маленький ненавидел буднее утро. За окном зима, темно и холодно. В комнате включают свет, но хуже всего отвратительный звук советского гимна из палёного динамика. А потом долгий, мучительный путь туда, где любимая мама оставляет на попечение воспитателей. Им плевать на твоё настроение и самочувствие. У них целая группа и твоё персональное состояние их не волнует!

Вспоминаю свой сад: формованный бетонный забор, ракета и космонавт на боку, в духе советского конструктивизма, разноцветные баллоны, врытые в землю до половины и жуткое свечение люминесцентных ламп в гигантских окнах. В старшей группе ходила байка, будто особо провинившихся ставят на подоконник со спущенными штанами… Не знаю, правда или нет, телефонов с камерами у детей тогда не было, но я предпочитал не связываться с монстрами в белых халатах.

В вестибюле неизменный запах кухни и детского дерьма. На стенах рисунки и агитки. Направо, до упора спортивный зал, где стояло волшебное пианино. Ребят больше интересовала шведская стенка, а меня особое умение худрука извлекать из лакированного дерева чудесные звуки. Спасибо, женщина с забытым именем, благодаря тебе я встретился с прекрасной Музой и до сих пор с ней не расстаюсь.

Налево моя группа. Скользящий по крашеному полу половик, шкафчики с картинками и коридор в общий зал, который служил нам игровой, спальней и столовой.

В группе у меня не было друзей. Игры и диалоги сверстников казались глупыми или странными. Видимо, я и был тем «отверженным», которые всегда держатся особняком. Тогда казалось, что проблема во мне, но сегодня я понимаю - среди сверстников не было ярких индивидуальностей, а с прочими мне было не интересно.

Обычно я входил в группу медленно, чтобы осмотреться, понять обстановку и, по возможности, не привлечь общего внимания. Пройдя мимо воспитателя, облокачивался на деревянную обрешетку батареи и долго смотрел в окно… А потом наступало привыкание, но не интеграция.

В моём примере ты может увидеть своего ребенка. Если так, знай, ему нужна помощь и поддержка. Важно осознать, что вливаться в неприятное общество не обязательно, если нет необходимости. Ребёнок должен понять: будучи отверженным, он не хуже других, имеет такие же права и возможности, может выражать своё мнение и настаивать на собственной точке зрения. Увы, «дети солнца» часто появляются в «тёмных» семьях и ограниченные родители не в состоянии увидеть и разрешить проблему. Они насильно гонят его на улицу «социализироваться», не понимая, что наносят психическую травму. Если ты стал свидетелем такого поведения и есть возможность диалога с маленьким человеком, не оставайся в стороне, выслушай ребенка и, может быть, твои слова утешения будут для него полезны.

Поколение «миллениалов»

Миллениалы – качественно другие люди. Он родились и живут в цифровую эпоху, когда время, проведенное в сети, часто превышает реальный жизненный опыт. В интернете любая информация доступна моментально. Не нужно никуда ехать или идти, чтобы увидеть красивые виды и людей, блестящую жизнь знаменитостей, узнать что-то новое, научиться чему-то…

Ощущение причастности к будущему отвращает молодое поколение от чудовищного прошлого, гадкой реальности обшарпанных серых улиц, где за отсек в бетонном скворечнике нужно платить всю жизнь. Они видят прекрасную «другую» реальность и не хотят выходить из дома - просто не чувствуют необходимости. Всё, что творится за окном для них жутко и неприятно. Общаться они могут на расстоянии, так что физически переносить тело из удобного кресла во враждебный мир нет причины. Их можно понять…

Решение

Не знаешь, как отвлечь ребенка от экрана? Попробуй обойтись без него сам. Поговори с сыном или дочерью, расспроси о том, что печалит и тревожит. Не гневайся, будь искренним и самокритичным. Многие из нас не лучшие родители и это надо признать. Ребёнок должен чувствовать внимание и понимание. Если его удручает окружающая действительность, попытайся дать возможность вырваться из нее: мотивируй на изучение языков, расскажи о возможности переезда в развитую страну с комфортными условиями для жизни, зарази стремлением изменить судьбу, если самому не удалось это сделать. Наши дети будут лучше, чем мы. Удачи!