Что именно сделал для города знаменитый архитектор
В середине июля исполнилось 96 лет со дня рождения «архитектурного отца» Курска Марка Теплицкого, покинувшего нас в 2009 году. Кто-то считает, что его вклад в облик города переоценён, кто-то наоборот выступает за популяризацию работ архитектора. Единственное, с чем никто не спорит — имя Марка Львовича на слуху. Мы решили собрать самые известные проекты и постройки, традиционно связанные с Теплицким.
Дебютный проект
Выходец из семьи переехавших в Курск украинцев, азы художественного творчества юный Теплицкий получил в Дворце пионеров. Это определило выбор профессии, однако учёбу на архитектурном факультете харьковского института прервала война. Кстати, на фронте юноша едва не лишился руки — он на свой страх и риск отказался от ампутации после ранения.
В итоге образование Марк Львович получил только в 26 лет, после чего вернулся в Курск. А уже в 27 он получает широкое признание: его проект Дома Книги отметил дипломом Союз архитекторов СССР. Сам Дом, построенный на улице Ленина в 1951-1955 годах, стал «образцом зодчества эпохи социалистического строительства» и вошёл в энциклопедию «Искусство стран и народов мира». Сейчас на здании находится мемориальная доска в память об архитекторе.
Проект-район
Застраивать юго-западную окраину Курска планировали ещё до войны — там должны были возникнуть заводы и дома для рабочих. К планам вернулись уже в начале 50-х годов, с появлением Курского завода тракторных запасных частей (КЗТЗ). Изначально район застраивали типовыми двухэтажками, однако вскоре строительство малоэтажных домов было запрещено. Да и не хватало такого типового жилья расширяющемуся заводу.
Дело пошло на лад, когда к проектировке района привлекли уже известного профессионала Марка Теплицкого. Он сделал из рабочего посёлка «архитектурные ясли» города. Дело в том, что именно здесь опробовали различные типовые дома и решения. Например, именно здесь впервые появились панельные многоэтажки, позже внедрённые по всему городу.
К сожалению, не все идеи Теплицкого были воплощены. Например, от площади Комарова по улице Конорева должен был тянутся бульвар, в конце которого планировали открыть детскую железную дорогу.
Самый главный проект
Тема памяти и Победы для прошедшего всю войну Теплицкого была важнейшей. Он не раз участвовал в создании мемориальных комплексов и памятников. Но самым главным своим профессиональным детищем Марк Львович считал мемориал «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941—1945» на Никитском кладбище Курска.
Теплицкий, на тот момент уже заслуженный архитектор РСФСР, был привлечён к работе над мемориалом с самого начала. Работал он совместно со скульпторами Валентином Дмитриевым, Владимиром Бартеневым и Николаем Криволаповым.
5 августа 1983 года на мемориале был зажжён огонь, а полностью он был открыт 9 мая 1984 года. Создание мемориала было приурочено к 40-летию со дня Победы в Курской битве.
Нереализованный проект
Темы войны касалась и крупная, но так и не реализованная работа Марка Львовича. Ещё с конца 50-х годов в Курске вынашивали идею огромного монументального памятника в честь героев Курской битвы с большим парком. Находиться он должен был недалеко от здания нынешней СХА. В 1975 году даже началось строительство — в указанном месте забили сваи. Однако после этого началась чехарда проектов. В последний раз к работе возвращались в 1987 году, но оказалось, что отсутствуют деньги на строительство…
Среди привлечённых на разных этапах архитекторов был и Марк Теплицкий — он занимался разработкой сферорамы. Марк Львович предложил отдельно открыть музей-сферораму по случаю празднования 50-летия Победы на Курской дуге.
Место под проект было выделено около драматического театра на улице Ленина. Планировали возвести здание в форме буквы «Г» с двумя главными фасадами: один музея-сферорамы «Курская битва», другой — областного краеведческого музея. Внутри размещались бы единые мастерские, лаборатории, кинолекционный зал, фондохранилище и прочее.
В 1995 году около гостиницы «Курск», на месте предполагаемого комплекса, установили памятный знак. Но денег на строительство так и не нашлось. В итоге губернатор Курской области Александр Руцкой к 55-й годовщине со дня Победы на Курской дуге возвёл в конце улицы Карла Маркса триумфальную арку, причём — всего за 3,5 месяца.
Приписанный проект
Если курян спросить, какое здание в Курске построил Теплицкий, многие сразу вспомнят цирк. Однако, по мнению историка и краеведа Ильи Шпакова, приписывать это строение Марку Львовичу стоит лишь отчасти.
— Проект цирка, который был построен в Курске, был разработан в Москве в архитектурно-проектной мастерской № 4 ЦНИИЭП архитектором Сегалом и инженером Мироновичем. Типовой проект цирка 264-11-1 для северных районов был расчитан на 2000 мест и реализован в 16 городах России, — пишет Илья.
Теплицкий вписал типовой проект в ландшафт Курска. Кроме того, не стоит забывать, что наш архитектор спланировал всю площадь Советов перед цирком.
Много и везде
Если внимательнее присмотреться к облику Курска, то не увидеть на нём «след» Теплицкого очень сложно. Жилой дом №67 на улице Дзержинского, дом №9 на улице Горького, здание поликлиники УВД, Володарского, 8А, дом №2/4 на Красной площади, вторая и третья очереди ЦУМа и другие строения были спроектированы лично Марком Львовичем. Так же архитектор создавал планировки парков, районов, выставочных комплексов.
Но помимо всего этого, мы обязаны Теплицкому введению в архитектуру города различных узнаваемых типовых построек. Например, комплекса из многоэтажных домов с торговыми площадями на первом этаже. Речь о доме №99 по улице Ленина и бывшем гастрономе «Курск», о нескольких высотках и ресторане «Орбита» в микрорайоне КЗТЗ, домов №№69-70 на улице Карла Маркса напротив Мемориала и многих других.
Подготовила Аксинья Варламова
Фото Руслана Журкина