Найти тему
Наука и факты

Уволен директор Департамента образования Москвы Исаак Калина. Печальные итоги десятилетия

"Мавр сделал свое дело, мавр может уходить". Крылатая фраза немецкого поэта Иоганна Фридриха Шиллера как никогда точно может описать то, что произошло в Департаменте образования города #Москва. Ушел с должности Исаак Калина. Целая эпоха закончилась. Десять лет Исаак Иосифович возглавлял ведомство. Попробуем вспомнить, что он успел сделать на занимаемом им посту.

Итак, господин Калина возглавил департамент в 2010 году, практически сразу после прихода мэра города Собянина. Целью его работы было искоренение пробелов в образовательной структуре города Москвы. В своей работе #Калина прославился как реформатор московских школ. Именно его скандальная деятельность по объединению учебных заведений в комплексы, стала одной из самой обсуждаемой темой в сфере образования в последние годы.

-2

Сравнив наших детей с овощами в одном из интервью 2013 года, он популярно объяснил жителям, что их интересы в Москве никого не волнуют. «Какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками».

И это слияние, тем не менее, произошло. Несмотря на многочисленные петиции родителей, несмотря на неоднократные заявления в суд и прокуратуру. Всех детей «запихнули в один рассол». Первые массовые митинги против объединения школ начались еще в 2014 году. Но власть не прислушалась к мнению учителей и родителей.

Что из этого вышло? В Москве все школы стали просто школами. Не стало лицеев и гимназий. Просто ГБОУ. Многие учреждения с многолетней историей потеряли свои преимущества. Не стало специализации, к языковым школам присоединили гуманитарные и т.д. Также попрали, порой, моральную сторону вопроса, убрав из названия комплекса имена известных людей, которыми ранее назывались отдельные школы.

Что дало объединение Москве? Очень сильно уменьшилось количество управленцев. Там где было 5 школ, а стал один комплекс, из 5 директоров остался один, соответственно, осталась 1 бухгалтерия и т.д. И отсюда пошли огромные сокращения персонала. Как административно-хозяйственного, так и, к сожалению, педагогического. По новой системе учителей-предметников тоже вынудили бегать из здания в здание, чтобы вести уроки в рамках одного комплекса.

Красивые слова о том, что теперь дети из ранее отстающих школ получили равные права с учениками элитных гимназий, на деле представляют из себя только слова. Да, появилось много профильных классов - математические, медицинские, кадетские. Но, как правило, все они образованы на базе «головной» школы комплекса, где и проводит свое основное время директор. Дети не всегда имеют возможность попасть в другое здание по причине его удаленности. И родители оставляют ребят в общеобразовательных классах в ближайших домах. Чтобы не возить ребенка в другую школу.

А вот вопрос учителей как раз решается административно. «Сильным» учителям предлагалось перейти в другое здание. И они переходили, конечно. В итоге выстроилась система, когда некоторые школы остались фактически без учителей и без сильных учеников, т.к. их волей-неволей пришлось переводить в другие школы из того же комплекса. И да, директор тоже не может бегать из здания в здание. В итоге полностью исчезла система. Когда директор знал практически каждого ученика и родителя. Это просто физически не возможно - не может человек знать все 2000 человек в разных зданиях. Некоторые учителя и родители отмечали, что при новой объединенной системе директор появлялся в «непопулярных» зданиях всего пару раз за год. Классическая «температура по больнице» - комплекс может отчитаться о всех современных новшествах в образовательной сфере. А реально часть зданий остались просто «голыми».

Почему директора школ шли на объединение? Ведь учебные учреждения не соединяли просто сверху, проводился опрос коллектива. Все дело в финансировании. Если директор сможет подмять под себя соседние школы, то на бюджет объединенного #ГБОУ сразу попадают здания. А в штат попадают #ученики. Именно про И.И. Калине финансирование детских образовательных учреждений стало «поголовным». Т.е, чем больше детей, школьников и детсадовцев, в комплексе - тем больше денег. И также поголовно стали платить учителям. Рекомендованный размер класса в Москве - более 25 человек. Учителя только тогда получают полноценную оплату.

Еще исчезли из московских школ общие родительские собрания. Информацию о глобальных планах по школе теперь узнать практически невозможно. В результате реформ Калины количество школ в Москве сократилось более чем в 2 раза.

Отдельно стоит отметить внедрение МЭШ. Ее неэффективность и неготовность к работе полностью оценили родители и дети в период вынужденного дистанционного обучения. Московская Электронная Школа - это совершенно недоделанный, «глючный» ресурс, пользоваться которым было практически невозможно. И учились дети "кто во что горазд". Но «скайпу», по «зуму», по «ватсапу». Спасибо, что были коммерческие «учи ру», «яндекс учебник» и прочие ресурсы. Почему практически не работал #МЭШ?? Куда делись те миллиарды, которые были потрачены на ее создание и оптимизацию??

Отдельная вишенка на торте "достижений" господина Калины - это реформирование техническо-обслуживающего сектора в ГБОУ. Именно при нем в садиках и школах фактически закрыли пищеблоки. И, соответственно, сократили почти весь штатный персонал столовых. И вместо полноценного, горячего завтрака детям начали возить уже готовую еду. А компания поставщик выбирается, в лучшем случае, по принципу "подешевле". Про "качественнее" обычно не думают. А на месте еду только разогревают, да и то не всегда. В итоге учителя (!!!) расставляют еду по столам и собирают грязную посуду. Ну а дети, соответственно не едят эту остывшую слипшуюся бурду...

Еще пример прекрасной оптимизации-сокращение штатных уборщиц в школах и садиках. И аутсорсинг уборки . Ну, понятно, тоже "рога и копыта" приезжают, те, что подешевле, а там девочки приезжие, как правило. Есть у них медкнижки, где они до этого были? - тайна... Особенно в период эпидемий актуально. И никакого с них спроса...

Можно долго писать о «достижениях» в московском образовании. Возможно, плюсы станут понятны позже...

Итак, спасибо Исааку Иосифовичу за проделанную работу. Присоединяемся к благодарности, которую выразили мэр Москвы Сергей #Собянин и Министр Просвещения Сергей Кравцов.

Новым руководителем департамента назначен Александр Молотков, многолетний заместитель Исаака Калины. «Я знаю нового руководителя, он много лет работал в департаменте, отвечал за стратегические направления. Остается пожелать сохранения преемственности» - заявил Сергей Кравцов. Так что, если кто-то понадеялся на изменение школьной политики, то вряд ли.

Мы, со своей стороны, желаем новому начальнику успехов в работе и процветания московским школам. Хоть он и не педагог, а строитель, а #школа совсем не бордюр...