"Мавр сделал свое дело, мавр может уходить". Крылатая фраза немецкого поэта Иоганна Фридриха Шиллера как никогда точно может описать то, что произошло в Департаменте образования города #Москва. Ушел с должности Исаак Калина. Целая эпоха закончилась. Десять лет Исаак Иосифович возглавлял ведомство. Попробуем вспомнить, что он успел сделать на занимаемом им посту.
Итак, господин Калина возглавил департамент в 2010 году, практически сразу после прихода мэра города Собянина. Целью его работы было искоренение пробелов в образовательной структуре города Москвы. В своей работе #Калина прославился как реформатор московских школ. Именно его скандальная деятельность по объединению учебных заведений в комплексы, стала одной из самой обсуждаемой темой в сфере образования в последние годы.
Сравнив наших детей с овощами в одном из интервью 2013 года, он популярно объяснил жителям, что их интересы в Москве никого не волнуют. «Какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками».
И это слияние, тем не менее, произошло. Несмотря на многочисленные петиции родителей, несмотря на неоднократные заявления в суд и прокуратуру. Всех детей «запихнули в один рассол». Первые массовые митинги против объединения школ начались еще в 2014 году. Но власть не прислушалась к мнению учителей и родителей.
Что из этого вышло? В Москве все школы стали просто школами. Не стало лицеев и гимназий. Просто ГБОУ. Многие учреждения с многолетней историей потеряли свои преимущества. Не стало специализации, к языковым школам присоединили гуманитарные и т.д. Также попрали, порой, моральную сторону вопроса, убрав из названия комплекса имена известных людей, которыми ранее назывались отдельные школы.
Что дало объединение Москве? Очень сильно уменьшилось количество управленцев. Там где было 5 школ, а стал один комплекс, из 5 директоров остался один, соответственно, осталась 1 бухгалтерия и т.д. И отсюда пошли огромные сокращения персонала. Как административно-хозяйственного, так и, к сожалению, педагогического. По новой системе учителей-предметников тоже вынудили бегать из здания в здание, чтобы вести уроки в рамках одного комплекса.
Красивые слова о том, что теперь дети из ранее отстающих школ получили равные права с учениками элитных гимназий, на деле представляют из себя только слова. Да, появилось много профильных классов - математические, медицинские, кадетские. Но, как правило, все они образованы на базе «головной» школы комплекса, где и проводит свое основное время директор. Дети не всегда имеют возможность попасть в другое здание по причине его удаленности. И родители оставляют ребят в общеобразовательных классах в ближайших домах. Чтобы не возить ребенка в другую школу.
А вот вопрос учителей как раз решается административно. «Сильным» учителям предлагалось перейти в другое здание. И они переходили, конечно. В итоге выстроилась система, когда некоторые школы остались фактически без учителей и без сильных учеников, т.к. их волей-неволей пришлось переводить в другие школы из того же комплекса. И да, директор тоже не может бегать из здания в здание. В итоге полностью исчезла система. Когда директор знал практически каждого ученика и родителя. Это просто физически не возможно - не может человек знать все 2000 человек в разных зданиях. Некоторые учителя и родители отмечали, что при новой объединенной системе директор появлялся в «непопулярных» зданиях всего пару раз за год. Классическая «температура по больнице» - комплекс может отчитаться о всех современных новшествах в образовательной сфере. А реально часть зданий остались просто «голыми».
Почему директора школ шли на объединение? Ведь учебные учреждения не соединяли просто сверху, проводился опрос коллектива. Все дело в финансировании. Если директор сможет подмять под себя соседние школы, то на бюджет объединенного #ГБОУ сразу попадают здания. А в штат попадают #ученики. Именно про И.И. Калине финансирование детских образовательных учреждений стало «поголовным». Т.е, чем больше детей, школьников и детсадовцев, в комплексе - тем больше денег. И также поголовно стали платить учителям. Рекомендованный размер класса в Москве - более 25 человек. Учителя только тогда получают полноценную оплату.
Еще исчезли из московских школ общие родительские собрания. Информацию о глобальных планах по школе теперь узнать практически невозможно. В результате реформ Калины количество школ в Москве сократилось более чем в 2 раза.
Отдельно стоит отметить внедрение МЭШ. Ее неэффективность и неготовность к работе полностью оценили родители и дети в период вынужденного дистанционного обучения. Московская Электронная Школа - это совершенно недоделанный, «глючный» ресурс, пользоваться которым было практически невозможно. И учились дети "кто во что горазд". Но «скайпу», по «зуму», по «ватсапу». Спасибо, что были коммерческие «учи ру», «яндекс учебник» и прочие ресурсы. Почему практически не работал #МЭШ?? Куда делись те миллиарды, которые были потрачены на ее создание и оптимизацию??
Отдельная вишенка на торте "достижений" господина Калины - это реформирование техническо-обслуживающего сектора в ГБОУ. Именно при нем в садиках и школах фактически закрыли пищеблоки. И, соответственно, сократили почти весь штатный персонал столовых. И вместо полноценного, горячего завтрака детям начали возить уже готовую еду. А компания поставщик выбирается, в лучшем случае, по принципу "подешевле". Про "качественнее" обычно не думают. А на месте еду только разогревают, да и то не всегда. В итоге учителя (!!!) расставляют еду по столам и собирают грязную посуду. Ну а дети, соответственно не едят эту остывшую слипшуюся бурду...
Еще пример прекрасной оптимизации-сокращение штатных уборщиц в школах и садиках. И аутсорсинг уборки . Ну, понятно, тоже "рога и копыта" приезжают, те, что подешевле, а там девочки приезжие, как правило. Есть у них медкнижки, где они до этого были? - тайна... Особенно в период эпидемий актуально. И никакого с них спроса...
Можно долго писать о «достижениях» в московском образовании. Возможно, плюсы станут понятны позже...
Итак, спасибо Исааку Иосифовичу за проделанную работу. Присоединяемся к благодарности, которую выразили мэр Москвы Сергей #Собянин и Министр Просвещения Сергей Кравцов.
Новым руководителем департамента назначен Александр Молотков, многолетний заместитель Исаака Калины. «Я знаю нового руководителя, он много лет работал в департаменте, отвечал за стратегические направления. Остается пожелать сохранения преемственности» - заявил Сергей Кравцов. Так что, если кто-то понадеялся на изменение школьной политики, то вряд ли.
Мы, со своей стороны, желаем новому начальнику успехов в работе и процветания московским школам. Хоть он и не педагог, а строитель, а #школа совсем не бордюр...