Анна Павловна Павлова-прима Мариинского театра, легенда русского балета, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Об этой талантливой балерине написано множество книг и статей, снято художественных фильмов, но я хочу рассказать про мистическое предсказание и любовь артистки, которую она пронесла через всю свою недолгую, но очень яркую жизнь.
В 1899 году на сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга появилась новая "звездочка", которой знатоки и любители балета прочили блистательное будущее. Только известная своими пророчествами в высшем свете графиня Бенкендорф изрекла фразу, которую вспомнят спустя многие годы : " Упорхнет из России...Сама на удивление, и любовь у нее такая же, через тюрьму. Все будет... И знак ей судьба даст, когда помирать. И она его поймет!". Возможно это легенда, но знатоки ручаются: все-правда!
В то время на сцене Мариинки блистали две примы: Матильда Кшесинская, которой покровительствовал сам император, и Ольга Преображенская-грация танца. Выбиться в примы при таком окружении не представлялось возможным. Работа и талант, ошеломительная роль Никии в "Баядерке" вскоре сделала Анну первой солисткой. У нее появились поклонники, но она всех отвергала и щедрые дары возвращала назад растерянным ухажерам. На первом месте у нее стоял театр.
Лишь Виктор Дандре, обрусевший состоятельный француз, потомок старинного дворянского рода, смог растопить ее сердце. Он был очарован балериной и она ответила ему взаимностью. Дандре снял для нее роскошные апартаменты с залом танцевального класса. Роскошные подарки, дорогие рестораны, компании обеспеченных, интеллигентных людей, но гордая и непредсказуемая Анна, понимая,что она находится на правах содержанки, предпочла унизительному положению одиночество и ушла от аристократа. Она постаралась забыть свою любовь и с головой окунулась в работу.
Блистательное исполнение "Умирающего лебедя" стало ее коронным номером. Это был настоящий триумф. Ей рукоплескали, ее боготворили.
А в это время Дандре, провернув неудачную сделку и задолжав большую сумму денег, попал в тюрьму. Родственники и друзья от него отвернулись. Одно из предсказаний старой графини сбылось, а вскоре сбылось и второе: знаменитый антрепренер Сергей Дягилев предложил Павловой гастроли за границу в качестве партнерши для Вацлава Нижинского, своего фаворита. И она согласилась.
За границей труппу Дягилева ждал ошеломительный успех. Окрыленный продюсер начал заключать контракты на выступления в других странах, но Павлова неожиданно отказалась ехать. Подтвердив на Парижской сцене свои успехи, она ни на минуту не забывала о Викторе Дандре. Поэтому она заключили кабальный контракт с англичанами в агентстве "Брафф". Работая как каторжная, выступая в течение года без перерыва по два раза в день в трех странах- Англии, Шотландии и Ирландии, она смогла накопить определенную сумму, внесла необходимый залог, вытащила Дандре из тюрьмы и помогла уехать за границу.
Француз на коленях просил ее руки, они обвенчались, но она предупредила его, что остается всем известной "Павловой", а не "мадам Дандре" и их союз останется тайной для всех. После окончания контракта Анна организовала свой театр, набрала труппу артистов. Она купила особняк на берегу чистейшего озера близ Лондона, где плавали белые лебеди и росли экзотические растения.
С тех пор муж стал ее бессменным импресарио, занимался всем: контрактами, афишами, залами, гонорарами. Эмоциональная, темпераментная, она постоянно изводила его своими капризами, упреками, выяснениями отношений и доводила до нервных срывов, а потом слезно вымаливала прощение. Скорее всего это были отголоски нанесенной в юности обиды, а также издержки славы и популярности, потому что при всем этом они обожали друг друга!
По воспоминаниям близкой подруги Натальи Трухановой, в свой последний приезд в Париж великая танцовщица посетила ее дом в предместье Сен-Жермен, где гуляя по саду, она уколола шипом розы палец и задумчиво сказала: "Мы умрем вместе. Этот куст роз и я. Умру я-умрет он, и наоборот". Ее слова муж Наташи пытался перевести в шутку, но она упрямо возразила: "Я чувствую-это некий знак свыше".
Неужели Бенкендорф оказалась права? К несчастью да...Через год Анна заболела, легкое недомогание перешло в тяжелейшее воспаление легких, которое "сожгло" ее за три дня. А тот куст роз из парижского предместья погиб в те дни, когда умирала известная танцовщица.
Простила ли Анна Виктора мы уже не сможем узнать, но в искренности его чувств сомневаться не приходится. Он очень долго переживал смерть жены и музы. В память о великой балерине был создан клуб ее поклонников, к сожалению он просуществовал недолго. Тем не менее, имя Анны Павловой навсегда осталось в истории мирового балета!
"Артист должен знать все о любви и научиться жить без нее"-это слова самой Павловой. Любовь сопровождала ее всю жизнь и была тайной, о которой узнали только после ее смерти!
Как вы думаете, был ли прощен Дандре? И верите ли в предсказание Бенкендорф?