Машина в современном мире является важным атрибутом жизни миллионов людей. Кто-то уже сдал на права и набрал десятки лет стажа вождения, а кому-то еще предстоит пройти через стены автошколы и получить заветные права.
В этой статье речь пойдет о моем опыте обучения в автошколе на категорию В (+B1 и +M, идущие «в комплекте»). Конечно, все автошколы разные и у всех свои «приколы», но тем не менее всё примерно сводится к одному, и процесс обучения будет проходить у всех примерно одинаково.
Обучение в автошколе может показаться сложным, а сдача экзамена в ГАИ – и вовсе невозможной. Однако на деле все гораздо проще. Самое сложное здесь – это накопить деньги (порядка 30 тыс. рублей) и решиться начать обучение. Кстати говоря, я сдал экзамен в ГАИ с первого раза, притом, что до этого за рулем я не ездил ни разу, и все для меня было в первый раз.
Чтобы начать обучаться в автошколе, необходимо прийти в нее, найти того, кто займется твоим оформлением, прочитать и подписать договор, внести аванс (остальная часть оплачивается позже) и внимательно послушать то, что тебе нужно будет сделать к началу практических занятий (принести медицинскую справки о том, что ты не стоял на учете у нарколога и психиатра, которые, кстати говоря, платные - за них я в общем отдал 1.200 руб.; затем также нужно будет принести 4 фото 3х4 и пройти регистрацию на Гос. услугах с подтверждением личности). Затем тебе скажут, когда нужно будет прийти на первое теоретическое занятие.
Процесс обучения имеет четко структурированный порядок. Сначала человек ходит на лекции, на которые сам предварительно записывается в удобное для него время. Одна лекция – это одна тема (например, остановка/стоянка или правила проезда перекрестков). Таких лекций будет примерно 15. Каждая длится по 1 – 1,5 часа.
В начале преподаватель рассказывает наиболее важный, основной и необходимый учебный материал из ПДД по проходимой теме – что-то под запись, что-то просто для запоминания, приправляя различными ситуациями из своего жизненного опыта и отвечая на возникающие у группы (человек 10 в среднем) вопросы, а затем вся аудитория решает тестовые задания, выводимые проектором на большой экран.
Лекционный материал на 90% будет понятен каждому, то есть сложностей практически не возникнет. На все есть свое объяснение и если ты что-то не понимаешь, то можешь просто впоследствии переспросить у преподавателя или своего инструктора. Также никто не отменял Гугл и Ютуб.
Какого-то дружного коллектива, как, например, в школе или в университете, в автошколе не сложится, поскольку на каждую лекцию будет приходить разное количество человек и всё постоянно будет перемешиваться. К тому же времени на общение не будет.
После прохождения примерно 2/3 лекций (остальная часть допроходится после начала вождения) человека ждет так называемый «Зачет по ПДД». Нужен он для того, чтобы убедиться в том, что курсант добросовестно подходил к процессу обучения и хотя бы 15 минут в день уделял на изучение возможных тестовых заданий и запоминание ПДД. Знания, проверяемые на этом Зачете, являются основными для допуска к вождению. Зачет проходит таким образом: человеку дают несколько листов А4, на которых распечатаны теоретические вопросы из ПДД. Необязательно отвечать на всё правильно, однако процентов 85-90 вопросов должны быть решены верно. Если ты на что-то ответил не так – тебе зададут вопросы из разных областей ПДД (например, что означает тот или иной знак), и если ответишь нормально, то Зачет будет сдан.
Вождение. Самый интересный и долгожданный этап для всех. Делится на две части – автодром и город. Автодром – это заасфальтированный небольшой полигон, на котором будут расставлены конусы, будет нанесена разметка и построена эстакада.
Все это сделано для того, чтобы научить курсанта (=студент в автошколе) совершать безусловно важные маневры. Логично, что сначала человек отрабатывает все эти маневры на автодроме, а затем его допускают к городу, однако есть такие автошколы, инструкторы, которые могут спокойно посадить человека за руль на первом же его занятии. Для одних людей такой метод окажется эффективнее, для других – нет. Все индивидуально.
Я учился водить на Hyundai Solaris.
Мой инструктор перед занятиями на автодроме отвез меня на парковку (машин на ней не было), там объяснил про то, как работают руль, коробка переключения передач (механическая), стояночный тормоз, педали. Также он показал, как настраивать зеркало заднего вида, боковые зеркала, водительское сиденье. И я просто учился запускать автомобиль, управлять им на скорости примерно 10 км/ч (когда машина едет на одном сцеплении), поворачивать на 90 градусов, останавливаться и начинать движение. Примерно так и прошли 1,5 моих занятия. Затем на второй половине второго занятия он отвез меня на автодром, где занятий 5 мы отрабатывали горку, углы, змейку, параллельную парковку, гараж и дворик – типичные упражнения на автодроме.
Спустя 6 занятий мы поехали на другой конец города тренироваться переключать передачи и трогаться при помощи не только одного сцепления, но еще и педали газа. Для меня было проблематично привыкнуть к тому, как делать это все правильно. Машина постоянно дергалась из-за слишком резкого отпускания педалей, или ревела из-за слишком сильного нажатия газа. Только где-то спустя занятий 5 я привык к тому, с какой силой нужно нажимать/отпускать педали, чтобы ничего не дергалось и не ревело.
По городу двигаться было не то чтобы страшно, просто необычно и непривычно. И то только пару-тройку занятий. К тому же, зная то, что рядом сидит человек, который в нужный момент сможет предотвратить ДТП, становится намного спокойнее.
Занятия длились так же, как и лекции, и записываться на них нужно было также в удобное для тебя время. Проходили они так: ты сидишь в машине и справа от тебя на пассажирском сиденье сидит инструктор. Инструкторская машина от обычной отличается тем, что в ней у инструктора под ногами есть две дополнительные педали – педаль сцепления и тормоза, также дополнительное зеркало заднего вида и несколько камер, направленных на приборную панель, на заднее и на лобовое стекла автомобиля, необходимость в которых (в камерах) возникает на экзамене. Инструктор дает тебе различные указания – куда двигаться, поворачивать, где разворачиваться, останавливаться, когда тормозить/увеличивать скорость, включать поворотники, крутить руль, с какой скоростью его крутить и т.д. В общем все то, что ты должен научиться выполнять и что тебе понадобится не только на экзамене, но и в реальной жизни.
Двигаешься ты по заранее известным маршрутам, которые и будут на экзамене. То есть, таким образом, на экзамене в ГАИ у тебя будет:
1) Та же машина, на которой ты учишься водить;
2) Тот же инструктор, который будет в какой-то степени тебя успокаивать своим присутствием;
3) Идентичные тестовые задания, к которым ты будешь готовиться как в автошколе, так и дома (не как в ЕГЭ - готовишься к одному, а на экзамене точно такое же ни за что не попадется);
4) Маршруты, по которым ты будешь кататься во время практических занятий, будут идентичны экзаменационным;
5) Инспектор, сидящий сзади тебя на экзамене, будет давать тебе те же задания, что и когда-то тебе давал инструктор;
6) Автодром будет тем же.
Поэтому у курсантов имеются максимально благоприятные условия для успешной сдачи экзамена. Кстати об экзамене.
Поначалу, практически за несколько дней до экзамена в ГАИ, тебя ждет «Внутренний экзамен». Это экзамен подобный экзамену в ГАИ, только проводимый автошколой. На нем к тебе более лояльно относятся – есть возможность списать что-то, подглядеть, допустить какую-либо ошибку в процессе езды по городу и т.д. В назначенное время ты приходишь в назначенное место, предварительно в какой-либо из ближайших предыдущих дней в аудитории, в которой проводились лекции, решив 60, 80, 100 или даже 120 вопросов –как повезет. Затем ты ждешь своей очереди, садишься за руль, сначала сдаешь город, затем автодром. Сдал все успешно - через несколько дней приходи на экзамен в ГАИ. Не сдал - жди 2 недели, у тебя будет еще много попыток, ничего страшного.
Экзамен же в ГАИ проходил так. В 8:30 нас собрали у здания ГИБДД. Спустя где-то минут 30 мы отправились вовнутрь, поднялись на 2 этаж, и нас запустили в кабинет с компьютерами. Их там было штук 20 или даже 30. Каждый сел за свое место.
Нас ждала тестовая часть. Требовалось решить 20 вопросов за отведенное время. Допустимо ошибиться 2 раза, но с условием, что 1 ошибка=дополнительные 5 вопросов.
На экране уже был запущен ПДД-тестер. От нас требовалось лишь нажимать на любой вопрос, он открывался во весь экран, и мы выбирали правильный, по нашему мнению, вариант ответа. После прорешивания 20 вопросов выдавалось либо то, что решено все правильно и тестовая часть сдана, либо что вы допустили 1 или 2 ошибки, поэтому вот вам дополнительные 5 или 10 вопросов, либо же экран загорался красным и тестовая часть оказывалась не сдана (если 3 и более ошибок). Для тех, у кого последний вариант, экзамен на этом заканчивался. Я допустил одну ошибку, мне дали дополнительные 5 вопросов, которые я прорешал уже без ошибок. Если бы и там я сделал ошибку, дали бы еще 5, которые уже нужно было решить без единой ошибки.
После этого те, кто успешно все сдал, отправились к автобусу, забронированный нашей автошколой, который отвез нас на автодром. Это был второй этап. Мы вышли из автобуса, некоторое время провели в ожидании инспектора, затем он к нам подошел, провел небольшой инструктаж по порядку упражнений на автодроме (какое первое, какое второе и т.д.), по тому, когда надо продолжать движение без его команды, а когда с его командой и т.п. Наш инструктор распределил нас по очередности, и от нас требовалось просто ждать своей очереди. Я был первым, выполнил все как без грубых, так и без мелких ошибок, что меня очень порадовало, так как за автодром я переживал больше всего. Далее я просто ожидал остальных.
Когда все закончили, мы снова сели в автобус, в котором уже недосчитывалось нескольких человек, не сдавших тестовую часть или автодром. Автобус нас отвез в другое место, в котором мы часа 2 ждали начала «города». Сидели в телефоне, разговаривали между собой, ходили в магазин, чтобы купить перекусить. Затем приехал инспектор. Меня инструктор снова посадил за руль первым. Я сел, отрегулировал кресло, зеркала, пристегнул ремень безопасности, подождал, пока инспектор сядет в машину, затем показал ему свой паспорт, отдал экзаменационный лист, сказал, что готов, и тот дал команду начинать.
Я получил один единственный штрафной балл за то, что с самого начала не мог нормально выехать с обочины на дорогу, поскольку сзади меня стоял автомобиль нашей автошколы, и стоял он таким образом, что перекрывал мне обзор из левого бокового зеркала. Было трудно увидеть, едет ли кто, кому я должен уступить дорогу, или нет. Поэтому пришлось то начинать выезжать, то останавливаться, чтобы пропустить едущую машину и так несколько раз. А так в целом было несложно. Какие команды мне давал инспектор: выехать на дорогу - прямо - переезд через ж/д пути - разворот по кольцу - налево - несколько раз прямо - направо - направо - налево - разворот на перекрестке - направо - налево - остановка.
Я остановился, инспектор сказал, что экзамен сдан, и что забрать документы я могу в автошколе. Я вышел из машины, пришел на ближайшую автобусную остановку, сел на автобус и доехал до дома. В этот же день мне позвонили из автошколы, сказали приходить забирать все документы, я пришел, забрал, дома записался через Гос. услуги на получение водительского удостоверения (предварительно оплатив гос. пошлину 2.000 руб. в Сбербанке), пришел к назначенному времени (прийти там можно хоть на следующий день), отдал требуемые документы, дождался, пока позовут на фотографию, сфоткался и сразу же получил свои права. Вся процедура получения прав прошла где-то минут за 30, чему я безусловно был рад.
На всем протяжении обучения я пользовался лишь одним приложением по самостоятельному изучению ПДД. Это бесплатное приложение, встроенное в ВК. Этого более, чем достаточно.
А так я еще смотрел видео на YouTube по тому, как проходит экзамен, какие ошибки приводят к не сдаче и т.п.
Вот собственно так и прошла вся моя дорога к получению водительского удостоверения. Это не сложно, если человек действительно захочет его получить, будет решать тесты и проявлять интерес на лекциях и практических занятиях.