Когда тут и там читаешь, как легко и приятно кому-то делать деньги бизнес после внедрения CRM, начинаешь хотеть того же и для себя. Да и по статистике с CRM работается быстрее и эффективнее: 80% компаний увеличили количество лидов, 77% отмечают рост конверсии*, взлетают продажи и выручка – и это еще далеко не все плюсы внедрения CRM. И вот вы решили: «нам тоже надо». Дело за главным – что выбрать?
Однако начинать разговор с подрядчиком с выбора системы (как и оценивать потенциального внедренца по скорости ответа) сродни просить доктора выписать рецепт, не дождавшись анализов. Если уж не удержались и спросили, а вам сходу ответили и даже коробку принесли – бегите! Потому что ни один уважающий себя внедренец CRM (как и профессиональный доктор) не станет лечить вас ваш бизнес без предварительного обследования.
Кто вы, чем занимаетесь, в каком состоянии клиентские процессы находятся сейчас, каких результатов хотите достичь – нормальный специалист сначала выясняет, где и что болит, и только потом режет.
Как и в случае с любым другим внедрением, CRM – это игра в долгую. Средний срок жизни современной CRM – минимум 5-7 лет.
Это значит, что за это время изменится сама компания, ее бизнес-процессы расширятся и усложнятся. И сама CRM-система за эти годы не будет стоять на месте. Как и любое другое ПО, CRM нужно обновлять и сопровождать.
Поэтому подрядчик, который предлагает вам купить волшебную коробку и затем уйдет в закат – не лучший вариант: как бы не пришлось затем внедрять и «перевнедрять». Выбирайте подрядчика по опыту внедрений, пониманию ваших задач, а не по цене в первом коммерческом предложении.
Не ограничивайте поиск известными брендами. Шумная рекламная кампания означает только наличие большого маркетингового бюджета, но не гарантирует, что продукт подойдёт вам по всем параметрам.
По этой же причине лучше отказаться от CRM-кастингов, когда исполнители фактически вслепую предлагают решения и обсчитывают будущий проект только для того, чтобы попасть в нужный ценовой диапазон. Как потом вам с этим костылём жить, никого не интересует, ведь основные проблемы начнутся не сразу. В лучшем случае, через какое-то время вскроется невозможность расширения функционала, в худшем – абсолютное его несоответствие сфере деятельности и размеру компании. Но акт к этому времени будет уже подписан.
Рецепты хороши там, где они работают. Даже знаменитая сеть McDonald's – икона стандартизации – в разных странах создаёт меню с поправкой на национальные особенности, ингредиенты и религию. Индусов не заставляют есть традиционные говяжьи котлеты, за полярным кругом не разгуливают в гавайских рубашках только потому, что это модно. Так кто сказал, что ваш бизнес обязан соответствовать усреднённому стандарту автоматизации?
Запомните, нет двух одинаковых бизнесов и нет «универсальных» CRM, подходящих всем!
В следующей статье разберемся, как же не ошибиться в выборе CRM-системы.
Подписывайтесь на канал. Дальше рассмотрим инструменты CRM на конкретных примерах, поговорим о маркетинге и человеческом факторе при внедрении CRМ.
*По данным портала VentureBeat, исследование 2015 год