Начало тут:
Что нужно знать о стиле "хипстер", если вы в России.
Что нужно знать о базе стиля "хипстер". И крафтовых черепахах.
И отчасти тут:
Всё, что вы не хотели знать о мид-сенчури.
Я бы с удовольствием писала сразу о вещах, предметах, колоритах, об истоках и направлениях, поискала бы заново имена и даты, которые живут в моих архивах совершенно своей жизнью, но тогда картина будет критично неточной и неполной.
Развитие этих стилей в моде и в интерьере в Европе и в России - это разные истории.
И дело не в том, где "хуже-лучше" - 2020й високосный, "волшебный" наглядно показал - "здоровых нет, есть недообследованные и нехватка тестов".
Я не "за запад" и не "за россию" - я за здравый смысл и баланс, а с ними к началу третьего десятилетия XXI века у всех ощутимые перебои в поставках.
И я выношу за скобки Америку - у ней свой особый путь и мне он интересен меньше остальных, мне нравится, когда камни под ногами "помнят Древний Рим и древнеримский стройбат".
Итак - стили "хипстер" и "мид-сенчури" - первый как стиль в одежде и в образе жизни, второй как стиль в интерьере.
Это течения одной реки - когда в начале нулевых какое-то количество людей не захотело вступать в бензиновые воды гламура, глобализма и диктата брендов.
По разным причинам - у кого-то мама с папой исповедовали идеалы хиппи, кто-то успел этим пресытится по той или иной причине, у кого-то не было на поддержание глэма денег или желания, или времени.
Одно из значений слова "глэм" - это магия народа ши - форма магического очарования.
Не всем казалось это осмысленным - одно дело, если удержание формата глобальной моды в личном пользовании входит в условия получения хорошей зарплаты или личного фана, и совсем другое "надо так выглядеть" - для чего надо? для кого?
Вот тут и проходит раскол в восприятии вещного мира в Европе и в России.
Америку я выношу за скобки по одной причине - происходящее там мне не очень интересно, именно из Америки исходит огалтелый глобализм и культ потребления без правил, а всё самое интересное в вопросах стиля Америка всё равно копирует с чудовищными погрешностями у Старого Света.
Азию - по другой, там "росла и колосилась, и собиралась родить диковинные плоды другая трава" в эти годы.
Европа была насыщена вещами.
Россия нет.
В Европе было одно течение истории за последние сто-сто двадцать лет. В России другое.
Если, допустим, во Франции, Германии, Швеции, Италии в 1880х годах пра-пра-прадедушка основал ферму, завод, построил дом или виллу для отдыха - к 2000м в Европе были шансы, что этой фермой, заводом, домом владела одна семья или несколько, но с сохранением сути, смысловой нагрузки здания.
Очень большие шансы, что интерьеры частично, а то и полностью сохранились без изменений, в крайнем случае всегда есть чердак, кладовки, сараи для лишней, старой мебели.
То в России - с фермой или домом, которыми "одна семья владела бы эти сто-сто двадцать лет" намного сложнее.
И просто с сохранностью ферм, заводов, усадеб, домов, а уж тем более "вилл" - мягко говоря, сложно.
Повезло тем, в которых открыли санатории или психиатрические больницы - они хотя бы продержались с регулярным ремонтом, починкой крыш и отоплением в зимний период до 1990х.
Даже, если "всего лишь" в 1900х, 1920х - пра-прадедушка построил дом, или в 1960х дедушка - сохранность дома, интерьера, вещей иная.
Вещей и смыслов, эмоциональной составляющей.
Кроме насыщения вещами, есть насыщение смыслами.
Для европейца "старое дедушкино кресло" из 1960-1970х в начале нулевых годов - это ностальгия, это мирная жизнь, это "вещи слишком хороши, чтобы что-то менять".
Для русского - некоторая обречённость.
Менять было буквально не на что.
Только ещё через десять лет, во второй половине 2010х, когда память о "лихих", откровенно тревожных, опасных и голодных девяностых стала поддёргиваться дымкой - "как молоды мы были", а о более ранних годах ещё более розовым флёром - "когда наши мамы были молодыми, красивыми и счастливыми, а мы ели самое вкусное в мире мороженое и смотрели самые классные в мире мультфильмы" - возникла возможность эмоционального принятия "старых" вещей как "милых и романтичных".
Мид-сенчури начал завоёвывать российский рынок интерьеров только тогда - во второй половине 2010х.
И только тогда же русские хипстеры-дизайнеры начали различать винтажные шрифты и "мы умеем графические редакторы!!!".
Сейчас ситуация почти выровнялась, стало можно говорить о родстве, созвучии, совпадении во времени, своевременности и похожем прочтении.
Россия догоняет!
О прорастании цельного восприятия истории, течения моды, дизайна и интерьерных стилей ХХ века у русских дизайнеров, фэшиониста и тех "конечных пользователей", которым нужны качественные вещи и не очень нужны подробности об их происхождении.
Понадобилось около десяти-пятнадцать лет для смены эмоций, ассоциативных цепочек, целых блоков памяти.
Но те десять лет, когда русские модники откровенно "догонялись" - "совершенно точно настоящими и аутентичными барабанами Страдивари" ещё фонят.
По московским сетевым кофейням и московским сетевым книжным особенно отчётливо.
Я думаю, такие вещи стоит держать во внимании - и для личного пользования.
И для личной сонастройки со временем - чтобы знать, когда и куда уместно надевать "аутентичный барабан Страдивари".
И для "маркетинга обыкновенного" во всех его проявлениях от хэндмейда до открытия собственных линий одежды, кофеен, книжных.
*
Все иллюстрации взяты в открытых источниках в сети, если нужно будет проставить авторское право, заменить или удалить иллюстрацию, я отнесусь с пониманием.
Лайк, если статья понравилась или была полезной.