Найти в Дзене
Sufferineve

Итоги основной волны ЕГЭ

Оглавление

Вот и закончился основной этап ЕГЭ-2020 и можно подвести некоторые итоги с точки зрения повторно сдающего.

Первое свое ЕГЭ я сдавал в 2009 году по пяти предметам - русскому/математике/химии/обществознанию/истории. Основной профиль был по химии, два последних были взяты "на всякий случай" (случай в итоге произошел, но это уже не относится к самому экзамену). Это был первый год, когда по всей стране официально ЕГЭ стал именно ЕГЭ и по внутренним экзаменам принимать перестали.

В этом году я повторно сдавал ЕГЭ, теперь уже по четырем предметам - русскому/математике/биологии/обществознанию. На этот раз основной профиль - биология, обществознание взято скорей как подстраховка, потому что есть факультеты моего профиля, где оно заменяет математику.

Ну и важно дополнить, все это происходит в Москве.

Безопасность

Явное отличие, которое бросается в глаза - процедура экзамена. Одиннадцать лет назад сдача ЕГЭ выглядела совсем по другому - никаких охранников, никаких номеров, никакой сдачи телефонов в пакетики и уж тем более нововведения в виде камер наблюдения. Всего этого не было. Плотная рассадка и довольно ленивые наблюдатели, которых еще не сковали регламентом, довольно слабо мешали тому, кто хотел бы списать.

Две этих штуки сверлили нас на каждом пункте проведения
Две этих штуки сверлили нас на каждом пункте проведения

Лично я таких попыток не видел, все таки учился в довольно сильной гимназии и мы без всяких шпаргалок были отлично подготовлены, но готов поверить в истории, что в отдельных субъектах страны даже учителя сами подсказывали ответы.

Сейчас же с всего 8 сдающими в классе, с камерами и с наблюдателями, которые сами говорят, что если они не заметят списывание, а камера заметит, то их оштрафуют, конечно это трудно выполнимая задача. Но, в кабинку туалета с тобой не заходят, пронести с собой что-то не шуршащее под одеждой более чем реально и при желании конечно можно помочь себе напоминанием каких-то сложных фактов. Другой вопрос, что я слабо представляю как это может помочь - в ЕГЭ по математике вообще никаких сложных форм не используется, всю гуманитарную дисциплину на себе не уместишь, телефон бы помог, но тебя пропикивают металлоискателем.

Сложность

Если коротко - сложнее не стало. Причем я это говорю с позиции человека, который закончил школу 11 лет назад, и к текущим экзаменам практически не готовился (вспомнил формулы по математике, прочитал учебник по биологии и прорешал несколько вариантов по этим предметам). Несколько изменились правила оформления и какие-то незначительные вещи, но сами задания (по трем предметам, которые я сдавал повторно) я не могу описать как "детей мучают олимпиадным уровнем сложности", это не так. Кроме того, изменился принцип перевода первичных баллов и в этом году получить 95 по математике это тоже самое, что 80 баллов в 2009. По остальным предмет разница не столь разительна, но тоже есть.

Русский язык показался немного легче, чем то, что я видел в пробниках. У меня большие проблемы с пунктуацией и теорией (я не знаю разницы между наречием и предлогом, например) и подобных заданий было минимальное число, а вставить пропущенную букву или написать сочинения не составляет труда для человека, который хотя бы читает книги.

В математике была довольно необычная геометрия, и насколько я понял, геометрию специально усложняют из года в год, но часть других задач была наоборот проще, например последняя, которую обычно и считают олимпиадной.

Обществознание стало значительно проще, может это из-за накопленного за счет возраст опыта, может просто повезло с вариантом, но к обществознанию я не готовился вообще никак, а сами вопросы были какими-то детскими. В 2009 году обществознание было повернуто больше в сторону права, законодательства - там были какие-то серьезные вопросы про налоги, разницу между формами правления и тому подобные вещи, а в варианте 2020 года попались элементарные вещи.

Гуманитарно-естественный парадокс

ЕГЭ сдают более трех часов, по математике так вообще почти четыре.

Мое сочинение по русскому языку в этом году, если кому-то интересно, на бланк ответов переписывал дольше, чем придумывал концепцию
Мое сочинение по русскому языку в этом году, если кому-то интересно, на бланк ответов переписывал дольше, чем придумывал концепцию

Пробники по русскому (без сочинения) и биологии я делал за 25 минут, даже с учетом более внимательной проверки и переписывания в чистовик не представлял, что делать на экзамене столько времени. Да, в русском есть сочинение, а в биологии пара последних задач требует некоторого времени на написание, но остальное времени не отнимает. Ты или знаешь какой-то факт (какая буква в слове м_локо или сколько камер в сердце у лягушки) или не знаешь, а если не знаешь то пишешь то, что первое пришло в голову, ну не получится никакими логическими путями выяснить количество отделов мозга, если ты этого не знаешь. Как итог - на всех экзаменах, кроме математики, аудиторию я покинул первым, написав все примерно за два часа.

И парадокс в том, что как раз на математике, где даже не зная формулы, ее вполне можно вывести, а некоторые задачи можно решить от обратного за счет перебора и подстановок, аудиторию я уже покинул последним. Не потому что ничего не знал, а потому что решение задач, в отличии от проставления пустых букв, требует много времени. Большинство сдающих даже не брали дополнительных листов, не пытаясь написать хоть что-то, вырвав пару баллов. Первой из аудитории вышла девушка вообще с пустыми листами, решив только часть с короткими ответами где-то за час. К четвертому часу нас осталось только двое (из восьми сдававших).

И это при условии, что если люди сдают профильную математику, то она нужна им в качестве вступительного экзамена, то есть от нее шанс поступления зависит не меньше, чем от профильного предмета.

Я могу понять недовольство нехваткой времени на математике, где решение каждой профильной задачи может и час занять или по физике, где тоже требуются серьезные подсчеты. По химии, где написание реакций и подсчеты коэффициентов занимают много времени или информатике, которая по сути продолжение математике. Иными словами по техническим дисциплинам, но иногда можно прочитать аналогичные претензии и к русскому языку. Объясните мне, ну что можно делать на экзамене по родному языку три с половиной часа? Каллиграфическим почерком сочинение переносить в чистовик что ли?