Постройкой автомобилей со складной крышей компания из Вольфсбурга занимается практически со дня своего основания, то есть уже более 80 лет. Но сегодня я не буду зацикливаться на открытых вариациях «Жука» и «Гольфа» – о них знают многие. Помимо массовых моделей у «Фольксвагена» было немало крутых проектов, многие из которых связаны с фирмой Karmann из Оснабрюка. А теперь обо всем по порядку.
Typ 38 Cabriolet (1938)
Первой моделью немецкой марки стал разработанный Фердинандом Порше - Käfer (он же Beetle). Стоила машина до 1000 рейхсмарок. Поначалу будущий «Жук» назывался Typ 38 – цифры обозначают год начала производства автомобиля, а кабриолет, который из-за войны не выпускался серийно, – Typ 38 Cabriolet.
Käfer Cabriolet (1949)
К идее серийного выпуска кабриолета в Вольфсбурге вернулись уже после войны: в 1949-м на свет появился открытый Käfer (Typ 1), который очень походил на Typ 38 с предыдущего фото. Его производством занялась компания Karmann в Оснабрюке.
Käfer Cabriolet Hebmüller (1949)
Помимо Käfer Cabriolet у «Фольксвагена» был еще один открытый «Жук» – двухместный Hebmüller (Typ 14A). Компания намеревалась выпустить 2000 таких автомобилей, но случившийся на заводе пожар внес коррективы. В итоге из ворот предприятия вышло лишь 696 подобных машин. Сегодня Käfer Cabriolet Hebmüller – Святой Грааль для коллекционеров. Дожившие до наших дней экземпляры оценивают в шестизначные суммы.
Käfer Cabriolet Polizei (1954)
Открытый «Жук» успел послужить даже в немецкой полиции. Правда, его редко использовали в качестве патрульной машины. На бело-зеленых Käfer Cabriolet передвигались, как правило, старшие офицеры.
Karmann Ghia Cabriolet Typ 14 (1955)
А это, пожалуй, один из самых красивых из когда-либо построенных кабриолетов Volkswagen – Karmann Ghia. Кузов, поставленный на шасси «Жука», разработан итальянцами из ателье Ghia.
Серийная двухдверка со складным мягким верхом увидела свет в 1955 году. Модель стала настоящим хитом продаж: к 1974-му выпустили 363 тысячи экземпляров в кузове купе и 81 тысячу хкабриолетов.
Karmann Ghia Cabriolet Typ 34 (1961)
Позже появился еще одни кабриолет под названием Karmann Ghia. Индекс в его названии указывает на взятый за основу более крупный Volkswagen Typ 3, представленный в 1961 году.
Немцы планировали продавать открытую двухдверку в США. Однако Karmann Ghia Cabriolet Typ 34 так и остался прототипом. Говорят, в Оснабрюке было собрано всего 12 опытных образцов.
1500 Cabriolet (1961)
В том же году в Karmann почти завершили работу над четырехместным кабриолетом на базе Volkswagen 1500. Вот только запуску в серию помешала... недостаточная жесткость кузова. В итоге немцы отказались от идеи производства этой машины в самый последний момент (даже рекламные брошюры были уже напечатаны). К тому моменту собрали 16 прототипов.
411 Cabriolet (1968)
Похожая участь ждала в 1968 году и подготовленный спецами Karmann кабриолет на базе семейного Volkswagen 411. Открытая модель тоже не получила одобрения боссов в Вольфсбурге.
Karmann GF Buggy (1969)
К концу 1960-х годов США и Европу охватил «багги-бум». За два десятилетия на основе «Жука» было построено около 250 000 различных пляжных автомобильчиков – в том числе уникальных, существующих в единственном экземпляре.
Подобный расклад стал возможным благодаря поставленному на поток выпуску разными компаниями комплектов для собственноручной переделки хетчбэка в багги. Среди них были и фирма Karmann с ее GF-Buggy (в центре), и бельгийская Apal с Apal Buggy (справа).
181 (1969)
Грубоватый Volkswagen 181 (в США известен как Thing) не должен был стать кабриолетом для всех и каждого. Эту простую, дешевую и надежную модель изначально проектировали для нужд вооруженных сил Германии в качестве замены DKW Munga. У брутального заднеприводного автомобиля со складным мягким верхом были съемные двери и опрокидывающееся вперед ветровое стекло.
Iltis (1978)
В конце 1970-х годов место Volkswagen 181 в рядах Бундесвера занял новый Iltis. И, в отличие от предшественника, он был полноприводным. Эту модель также выпускали в гражданском исполнении, но из-за высокого ценника спрос был минимальным. В 1982 году за новый Iltis просили 39 300 немецких марок – как за три базовых «Гольфа».
Golf Cabriolet Prototyp (1976)
После дебюта модели Golf I в 1974 году вопрос об открытой версии хетчбэка был на поверхности. В 1976-м руководству «Фольксвагена» показали прототип, построенный фирмой Karmann (на фото). После его тщательного изучения (с учетом ожидаемого ужесточения требований к безопасности в США, куда модель также планировали поставлять) глава Volkswagen Vehicle Safety вынес вердикт: «нужна дуга безопасности!»
Разработчики оперативно отреагировали на замечание, добавив элемент, защищающий водителя и пассажиров в случае опрокидывания машины.
Golf Cabriolet (1979)
«Солнце, луна и кабриолет» – под таким рекламным слоганом в 1979 году Volkswagen представил кабриолет Golf первого поколения. Производство машины доверили старым знакомым из Karmann. Помимо своей основной функции, дуга безопасности оказалась удачным местом для креплений передних ремней безопасности. А заодно послужила направляющей для задних боковых окон.
Golf I Cabriolet не сняли с конвейера даже после дебюта потенциального сменщика в 1983 году. Пережив обновление в 1987-м, открытая двухдверка выпускалась вплоть до 1993-го. За пятнадцатилетнюю историю модель разошлась по миру тиражом 389 000 единиц.
Jetta Cabriolet (1980)
В 1980 году в Karmann разработали открытую версию «Джетты» (предположительно – для рынка США), однако боссы Volkswagen отмели идею производства двух схожих кабрилетов.
Käfer Cabriolet (1980)
10 января 1980 года последний Beetle Cabriolet сошел с конвейера автозавода в Вольфсбурге, чтобы уступить место новому открытому «Гольфу». С 1949 по 1980 годы Volkswagen и Karmann выпустили в общей сложности 331 947 «Жуков» в кузове кабриолет.
Golf Cabriolet (1993)
Официально Golf II не выпускался с открытым кузовом. Преемник у самого первого кабриолета появился лишь после дебюта Golf III в 1993-м. Как и прежде, в разработке автомобиля непосредственное участие принимали специалисты Karmann.
Разумеется, новый Golf Cabriolet сохранил дугу безопасности. Стандартными стали фронтальные эйрбеги и ABS. Автомобиль оказался успешным для вольфсбургского автогиганта: к финальному для модели 1997 году с конвейера сошло 139 578 единиц.
Corrado Roadster (1993)
Представленный в 1993 году Corrado Roadster cо складным мягким верхом от Karmann мог стать заветной мечтой любого фаната кабриолетов Volkswagen. Но не случилось. Во-первых, к тому моменту Corrado находился в конце жизненного цикла. А во-вторых, подобный автомобиль оказался бы слишком дорогим.
Golf Cabriolet (1998)
В 1998 году Golf III Cabriolet подвергся модернизации. Причем это было не рядовое обновление модели, а основательный фейслифтинг: в результате двухдверка стала похожа на актуальный четвертый Golf. Машину со старой технической начинкой и новой внешностью в народе прозвали Golf 3,5. Ее производство продолжалось в Оснабрюке до 2001 года.
New Beetle Cabriolet (2003)
Состоявшаяся в 1997 году реинкарнация культового «Жука» не могла обойтись без открытой версии. Но немцы затянули с ее выпуском, представив Beetle Cabriolet лишь в 2003-м. Как и у предка, капюшон сложенного мягкого верха ретро-модели собирался гармошкой над багажником. Оба варианта New Beetle выпускались на мексиканском заводе в городе Пуэбла.
Eos (2006)
Очередной кабриолет гольф-класса Volkswagen представил только в 2006 году. Вместо мягкого верха Eos получил складную, состоящую из трех частей, металлическую крышу. Пережив рестайлинг в 2010-м, модель продержалась на конвейере еще пять лет.
Polo Cabriolet Concept (2007)
Эта компактная двухдверка, представленная на Франкфуртском автосалоне в 2007 году, возможно, была лучшей альтернативой купе-кабриолету Eos. В ее тканевой складной крыше была сделана прозрачная секция, а заднее стекло могло съезжать вверх, открывая вместе с дверцей багажника доступ в грузовой отсек.
Компактный кабриолет Polo привезли на мотор-шоу для изучения потенциального спроса. Учитывая, что до серийного производства дело не дошло, интерес публики был явно умеренным.
Golf Cabriolet (2011)
На выпуск еще одного открытого «Гольфа» (на основе модели уже шестого поколения) в Вольфсбурге решились в 2011-м. Это был первый кабриолет Golf без стационарной дуги безопасности: в случае опрокидывания защитные силовые элементы «выстреливали» из-за спинок сидений за доли секунды.
В 2012 году появилась «заряженная» версия Golf GTI Cabriolet, а год спустя дебютировал Golf R Cabriolet. Тираж модели, выпускавшейся до 2016 года, составил 770 039 единиц.
Beetle Cabriolet (2012)
Актуальный до недавнего времени кабриолет Beetle на основе модели третьего поколения появился в 2012-м. Автомобиль собирали на мексиканском заводе компании (как и предшественника). Последний Beetle Cabriolet сошел с конвейера 10 июля 2019 года.
T-Roc Cabriolet (2019)
В прошлом году в Вольфсбурге решили всех удивить, разработав еще один необычный кабриолет. За основу был взят новый компактный кроссовер T-Roc. Модель предлагается с бензиновыми турбомоторами мощностью от 115 до 150 сил.