Найти тему
Литературный Диалог

«Закон о детях» Иэн Макьюэн. Средневековые люди в современном обществе

Оглавление
Спастись от себя самого: миссия невыполнима
Объем: 214 web-страниц

Книга начинается с цитаты, выписанной из «Закона о детях. 1989 года, раздел 1(а)»:

«При рассмотрении любого вопроса, касающегося воспитания ребенка…первостепенной заботой суда должно быть благополучие ребенка».

Но речь пойдет не только о детях, иногда не составляет труда сделать выбор за кого-то, но так не просто решить что-то за себя. Мир духовный и мир светский сливаются в один поток, где суд Божий соперничает с судом административным за власть над мотивами, устремлениями и решениями индивида, и становится не ясно, какая инстанция имеет превалирующее право на душу и тело человека и способна принять окончательное решение о продолжении жизни или даровании смерти.

И это пресловутое «благополучие», понимаемое диаметрально противоположным образом паствой свидетелей Иеговы, и сторонниками законов человеческих, где первые готовы принести в жертву плоть ради спасения души, а вторые сражаются за тело, попирая веру пациента, разрывает на куски сам объект спора, который уже не способен точно определить, где его Бог: на небе или на земле.

Суд небесный и суд земной

Аналогия между божественным промыслом по творению судеб человеческих и правовой деятельностью бездетной судьи Фионы, посвятившей свою жизнь профессии, проходит через все повествование. Ее поле – защита интересов тех, кто сам не может за себя постоять и принять адекватное решение – детей. Она фактически земной Бог, не имеющий собственных отпрысков, но при этом одаривающий своей заботой «детей божьих». И ее основное сражение за больного мальчика происходит именно с Богом, просто Бог тянет на себя душу, а судья тело, и оба не осознают, как неделимы две эти ипостаси бытия.

«Ей окончательно стало ясно, что вся она принадлежит закону, наподобие невест Христовых в средние века», - замечает Автор о своей Героине, не верящий и не поддерживающей убеждения мальчика и его секты и, тем не менее, также жертвующей своей социальной жизнью ради торжества справедливости закона, как монахиня посвятив себя служению, с той разницей, что служит она не Богу, а Человеку.

Средневековые люди в современном обществе

Тема религии, которая вместо спасения дарует мучительную смерть, на примере свидетелей Иеговы показана очень живописно. Изжившие себя средневековые традиции, которые до сих пор определяют сознание своих адептов, несмотря на прогресс, вопреки логике, продолжают доминировать в закрытых сообществах, отказывающихся признавать, что мир изменился и особенно, что изменился к лучшему.

Да, произошел прорыв в медицине, да, человек смог воспарить над землей, да, старца с бородой, вероятней всего, не существует. Но душа? Неужели она тоже изжила себя и должна уйти со сцены? Мы можем подменить библейского Бога Богом земным, и можем сами заняться его промыслом, но что придает нашей жизни смысл, что ждет нас за чертой, что вдохновляет нас писать стихи или исполнять великую музыку, забывая обо всем на свете. Что, если не душа?

И весь путь Фионы, мыслящей и действующей в рамках общечеловеческой парадигмы и принимающей абсолютно верные, с точки зрения светского общества, решения в отношении человека, заплутавшего в выдуманном мире будущих жизней и без сожаления жертвующего жизнью этой, доказывает, как не проста карьера Божества, вечно возносимого на пьедестал, а затем вынужденного отвечать на претензии со стороны своих адептов.

Так, вернув мальчику тело, Фиона получает в нагрузку его душу, с которой она совершенно не представляет, что делать дальше. Трудно ли быть Богом? Ведь вместо восхваления можно получить и низвержение.

Адам повторяет путь своего библейского предтечи, приняв плод познания из рук Фионы и покинув своего Бога. Он превозносит судью, а затем сравнивает ее с дьяволом, изображая ее «огромнейшей рыбой в радужной чешуе», затем Иудой «а поцелуй Иудин, Учителя предавший», сам же он почти Христос, готовый отдать свою жизнь, если на то есть воля Создателя.

Чем занять место низверженного божества?

Параллельно с историей Адама, Автор вкратце рассказывает нам о других делах, которые ведет Фиона. О семьях с агрессивными наркоманами-отцами и безответственными алкоголичками-матерями, дети которых живут в аду, вырастая, множа этот ад своими преступлениями. На их фоне сектанты с их благочестивыми родителями и воспитанными талантливыми детьми перестают казаться чем-то неправильным, странным, изжившим себя.

Да, есть глупый запрет на некоторые медицинские процедуры, зато есть традиция любить своих детей. Адам был совершенно счастлив в своем неведении мира, пока коллектив не решил принести его в жертву своим религиозным убеждениям, но неблагополучные семьи приносят своих детей в жертву каждый день, и тут Бог уж точно совершенно не при чем.

Но есть доводы и в пользу светского государства. Автор несколько раз вводит в повествование новостную ленту, повествующую о разрушительной силе средневековой веры:

«…война ислама с собой, в виде искореженных машин, щебня, разбросанных по базарам частей человеческих тел, горестного воя простых людей».

Рассказывает о деле девочек-иудеек, которым религиозная община уже определила место в жизни и желает выдать запрет на обучение и получение профессии.

Так стоит ли изгнать Бога из театра? У Автора нет однозначного ответа на этот вопрос, и я, пожалуй, тоже промолчу.

Письма Богу

Как легко завладеть рассудком, не имеющим четкого видения картины мира. Подменить смысл бытия чем-то более ярким, тревожащим, манящим. Можно вытащить человека из оков мракобесия, его убивающего, но что можно дать взамен? Адам, получив жизнь, теряется в догадках, кому же теперь в жертву ее принести, и выбор нового Бога для него, в общем-то, очевиден. Но Фиона, выдрав из души мальчика его Бога, оставила там лишь пустоту, которую самостоятельно он не смог ничем заполнить.

Но в чем есть смысл бытия для самой Судьи? И так ли он необходим?

«В других местах несравнимо больше несчастья, но после обеда она занялась здешними», - говорит Автор о Фионе.

«Благополучие социально. Ни один ребенок не остров», - пишет Макьюэн.

Суд человеческий в лице Героини призван заняться благополучием социальным, но благополучие духовное – индивидуальная задача каждого из нас, и каждый справляется или не справляется с ней в меру своих возможностей и убеждений. Наверное, Бог – самая легкая отгадка, как и его полное отрицание.

Приятного чтения!

Литературный диалог: ВКонтакте, в Инстаграмм