Считается, что у Скрябина нет предшественников, настолько уникальна его музыка. Музыка должна овладевать человеком, занимая собой всё пространство ума...
Современники считали его психом, человеком, сознательно стремившимся к безумию - это говорили люди, хорошо знавшие композитора, любившие его самого, высоко ценившие его музыку и регулярно с ним общавшиеся.
«Мистериальный замысел Скрябина есть безумие», - прямо говорил муж сестры композитора, музыковед и философ Б.Шлёцер, подчеркивая чувство «ужаса», возникавшее у него по мере попыток постижения этого замысла. Музыковед и композитор Л.Сабанеев, почти по-психиатрически отмечая логические скачки в мышлении Скрябина, по существу, фиксирует у него такой феномен, как соскальзывание.
Жена Римского-Корсакова прямо считала его сумасшедшим. «Появление новых замыслов сопровождалось у него обычно острым нервным возбуждением… он ни с кем не говорил, и когда его о чем-нибудь спрашивали, даже сразу не мог ответить. В такие дни он мог оставаться один и по ночам доходил до галлюцинаций…» «Для него самое слово «безумие» было не ужасным, а едва ли не желательным. Он откровенно звал к безумию, к сгоранию в каком-то огне…»
Нет у Скрябина и последователей, жаль.