Если ваш старший ребенок очень эмоциональный.
1. Во-первых, что-то происходит, что он испытывает разные переживания. Сначала ребенок контактирует с внешней средой. Потом рождается эмоциональный отклик. Не наоборот. Нет детей, которые без причины делают что-то. У них всегда есть причина. Даже если мы не согласны с их поведением, мы не можем отрицать их реальность. Что-то происходит. И нам можно понаблюдать, что именно.
Как сделать так, чтобы эмоциональный заряд не копился, и ребенок не взрывался атакой, не стукал по голове сестренке – можно подумать.
2. Так как, во-вторых, регуляция состояния ребенка – это одна из наших задач.
Например, те способы, которые ребенок выбирает, мы можем регулировать.
Ребенок: кусается, бьет, толкает, швыряет, плюется, пихается? Он выбрал такой паттерн действия. Это не так просто, чтобы сделать это в одно действие, но от нас многое зависит, чтобы помочь ему найти для себя еще один, другой. От семьи многое зависит. От отношения семьи к выраженным эмоциям агрессии многое зависит.
Можно подумать, каким образом не забрать у ребенка его пространство для выражения эмоций, а просто заменить один способ на другой.
Это ключевое тут.
Не забрать и запретить так себя вести и быть таким, а заменить формы выплеска на другие.
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
- Задайте себе вопрос, что устроит меня? Что ребенку можно делать для того, чтобы показать вам свое расстройство? Может, можно легитимизировать то, что уже делается?
- Второй вопрос – как мы будем реагировать на ее проявления агрессии в другой форме? Что происходит, если она говорит, что злится? А можно ли ей кричать на вас? Как вы примете ее слезы и вопли?
- Найдите те способы, которые вас бы устроили, проговорите их самой себе. Это альтернативные пути выхода и ребенок бы гораздо меньше дралась, и кусалась, визжала, если бы у нее были варианты, как еще выплескивать накопившееся.
Например, сегодня я предложила в одном комментарии научить ребенка обзываться.
Обзываться в 4 года очень хороший вариант. Можно научить этому ребенка, даже с использованием смешных необычных слов. Это может быть даже смешно и разрядит обстановку для вас в первую очередь.
Можно научить возражать резко.
Можно также давать выразиться фрустрации в действии - бег, прыг, бросание предметов.
А многие дети кусаются - можно предложить впиваться зубами в разные предметы, мять бумагу, кому-то и это подходит.
А просто попинать мяч - отличное решение.
4. Учить и показывать другие способы - это не дело одного дня. Надо и маме самой так начать выражать чувства, и показывать своим примером. И проговаривать при этом - я злюсь, я в бешенстве, я не согласна, все ужасно для меня! Чтобы ребенок видел, о чем вообще здесь речь, видел, что это то пространство, в котором можно размещать злость и гнев. Что мы тут и пытаемся создать. Можно предлагать все эти вещи не когда ребенок уже дерется, а когда только собирается, когда вы видите первые признаки его фрустрации. Постепенно ребенок выберет какие-то паттерны, которые будут более приемлемы, чем бить младших.
5. С созреванием лобных долей и развитием мозга появятся и другие механизмы уменьшения агрессии. Самоконтроль. Это дело развития, напрямую мы не влияем на то, чтобы ребенок стал сдержаннее. Мы доводим его за ручку со своей психологической поддержкой и подсказками до этого момента. Природа дальше дает нужные инструменты, главное дождаться.