Найти в Дзене
Газпромбанк

Как воспитать успешного человека и не запрограммировать ребенка на бедность

Оглавление

Семейный психолог Арина Фазлыева объяснила нам, что люди, сами того не понимая, часто не могут начать зарабатывать больше и жить лучше потому, что в них заложены психологические установки на бедность. Но это вовсе не приговор! Мы выяснили, что можно сделать, чтобы ваш ребенок рос уверенным в себе.

Рассказывает Арина Фазлыева, семейный психолог, блогер.

-2

Неправильные установки подрывают веру в себя

Дети могут услышать неосторожно брошенные фразы взрослых, сказанные без задней мысли: «Инициатива наказуема», «Я — последняя буква алфавита». Это лишь малая доля установок, которые незаметно, но глубоко впиваются в наше сознание, и мы не отдаем себе отчет в том, как они управляют нашей повседневной жизнью.

Когда в голове ребенка возникнет идея выйти из зоны комфорта, попробовать себя в иной сфере и добиться успеха, убеждения дадут о себе знать, что это не его, ничего не выйдет. Мы боимся стать богатыми, потому что за это придется платить здоровьем, семьей или вообще может ничего не получиться. Человек останавливается, так и не начав.

Неосторожные фразы могут повлиять на будущее ребенка

Часто в семьях строят планы на будущее, но если ребенок пытается угнаться за бόльшим, его тормозят и говорят: «Выше головы не прыгнешь» или «Где родился, там и пригодился». Желание плыть против течения исчезает, ребенок осознает, что выход из зоны комфорта будет болезненным и ни к чему не приведет.

Вместо этого лучше приводить в пример успешных людей, обсуждать, как они добились успеха, как старались, развивались, не отступились от цели.

Ответственность за свои решения научит планировать и ставить цели

Представим ситуацию: десятилетнему мальчику родственники подарили большую сумму денег на именины, и он решил на все купить игрушки и сладости. Родители считают, что деньги стоит потратить на важные вещи: одежду, лечение или счета за коммуналку, в конце концов. Ребенку ничего не остается, как согласиться с родителями и отдать деньги. Мальчику показали, что он не может самостоятельно принимать решения, лишили опыта ведения своих дел и отсроченных последствий за решение.

Другая ситуация: родители не претендуют на эти деньги, ведь их подарили ребенку, а не им. Значит, распоряжаться ими будет он. Мальчик потратил деньги на сладости и игрушки. Настал момент, когда он сильно захотел вещь, которая стоит как раз столько, сколько он потратил, или чуть больше. Родители спокойно объяснили, что можно потратить деньги сразу, а можно накопить и купить что-то лучше. Мальчик еще много раз обожжется, но, если родители будут продолжать давать ему право выбора, он все поймет, научится контролировать свои желания, планировать, ставить цели и нести ответственность за свои решения.

-3

Чек-лист: как привить ребенку финансовую грамотность

Финансовые установки не разрешают нам зарабатывать больше, не дают развить предпринимательские способности. Поэтому так важно фильтровать все, что мы закладываем в головы детей. Вот советы, которые помогут научить ребенка управлять деньгами, планировать и ставить цели:

  1. В пять лет ребенку можно давать карманные деньги. Небольшая сумма, с которой он может обращаться самостоятельно. Не нужно советовать, на что ребенку потратить собственные сбережения, иначе он не осознáет, что это его деньги и он может планировать сам.
  2. Приучайте к рациональному потреблению. Собираясь в магазин, пусть напишет список и помогает выбирать продукты в соответствии с ним.
  3. Откройте ребенку дебетовую «Умную карту» Газпромбанка и установите приложение «Телекард 2.0». Одно из главных преимуществ карты — кэшбэк до 10% на категорию максимальных покупок. В приложении ребенок сможет отслеживать изменения на счете и самостоятельно управлять финансами. Чтобы открыть карту ребенку, обратитесь в ближайшее отделение Газпромбанка.
  4. Установите детские финансовые приложения. Например, если ребенок учится в начальной школе, подойдет приложение «Финзнайка 6+», если в средней — «Монеткины». С помощью них ребенок получит основы финансовой грамотности, научится вести бюджет.
  5. Показывайте полезные мультики. В «Смешариках» есть серии «Благородное дело» и «Райский остров» про инвестирование. В «Фиксиках» рассказывают, что такое деньги, в серии «История вещей — деньги».
  6. Будьте примером. Изучайте тему финансов, инвестиций, бизнес-мышления и учите этому ребенка с ранних лет. Если жаловаться на жизнь, винить во всем других, вы сформируете в ребенке модель жертвы.