16.07.2020 18:00
В Ереване взвешенная позиция Украины не понравилась. Там даже облили наше посольство... борщом. Здесь уместно напомнить, как голосует Армения в ООН по украинским проблемам…
На границе между двумя кавказскими странами привычное уже более тридцати лет напряжение перешло в горячую стадию. Официально потери уже приближаются к двум десяткам человек с обеих сторон. Реальные цифры – скорее всего, мы узнаем позже.
Что же случилось на этот раз? Есть ли выход? И каким он должен быть? И кстати – не надо Украине очень внимательно не только следить за этими событиями, а и делать выводы для себя?
Что можно сейчас понять?
12 июля, днем, на части границы между Арменией и Азербайджаном, что расположена за почти триста километров от Карабаха-Арцаху, начались столкновения, перешедшие в последующие дни в масштабные боевые действия. Понятно, что дать однозначный ответ, кто начал первым и по какой причине – сейчас невозможно: министерство обороны Азербайджана говорит об обстреле со стороны соседнего государства, Армения – о попытке азербайджанских военных пересечь границу страны на автомобиле. Очевидно, что правду выяснить будет возможно только при вмешательстве международных беспристрастных экспертов, однако, не факт что это удастся сделать вообще.
Далее-повышение дипломатического и политического напряжения, продолжающиеся обстрелы до сих пор, массовые беспорядки как в Баку, так и в Ереване. В международном же контексте: в прямом смысле реальная угроза восстановления застарелого конфликта в новых геополитических условиях. И вот именно это является главной проблемой сегодня.
Луна советского наследия
Заметим сразу: установление виновных в военном конфликте конца 80-х – середины 90-х годов прошлого века между Арменией и Азербайджаном – не наша миссия. Но констатируем реалии: часть признанной миром территории Азербайджана, населенная преимущественно этническими армянами, не является контролируемой правительством в Баку. Так называемая «Нагорно-карабахская республика» существует как непризнанное никем (и Арменией тоже!) государственное образование уже три десятка лет, понятно, что при поддержке армянского правительства и с приобретением ее жителями гражданства Армении. Тем более, что аннексированными являются не только территории Карабаха-Арцаха, но и земли семерых прилегающих районов собственно Азербайджана. Спросим читателя – вам это ничего не напоминает?
За тридцать лет, прошедшие Карабах-Арцах вступил в прямом смысле сакральности как для Армении, так и Азербайджана в политическом смысле: ветераны войны являются отдельной кастой общества обоих государств, а военные вожди становятся важными деятелями в государственной системе. Что говорить – три из четырех армянских президентов – Кочарян, Саргсян, Саркисян – имели прямое отношение к той войне. В ментальном измерении Карабах-Арцах является как символом этнического единства армян на своей исторической территории. А в политическом – абсолютно обоснованным подтверждением принципа восстановления территориальной целостности Азербайджана. Кстати – опять-таки, это надо еще очень тщательно исследовать чья это именно историческая и этническая территория. И, скорее всего, получится, что общая.
Могло сложиться как-то иначе? Это вопрос к тем, кто рисовал карты советских республик на рубеже 20-30-х годов прошлого века. Дружба народов и совместное построение социализма приводило вот к таким вот казусам: посмотрит на карту Закавказья-и вы увидите не только Карабах-Арцах как проблемную точку, но и азербайджанскую Нахичевань, расположенную «за территорией» Армении (кстати - вот вопрос по вопросам: а почему по такому примеру не сделали еще тогда автономию Карабаха-Арцаха кремлевские вожди? Ну вот был бы анклав, который был бы частью Армении с азербайджанской этническим большинством?). Но рядом мы увидим и Абхазию, и Южную Осетию, принадлежность которых Грузии не вызывает сомнений в правовом и политическом смыслах, но это не снимает с повестки дня этнического и межнационального исторического фактора. Надо признать всем: все было очень непросто и не только последние сто лет. Однако нельзя не заметить, что сталинский принцип этого механического перемешивания народов сейчас откликается всем. И игроков на этом поле гораздо больше, чем конкретные участники противостояния.
Кому это выгодно?
Не будем торопиться искать чью-то «руку», посмотрим сначала на внутренний фактор в обеих странах. В Азербайджане все выглядит очень стабильно: в феврале там прошли досрочные парламентские выборы, которые уверенно выиграла правящая партия президента Ильхама Алиева, сам по себе политический режим страны является примером демократии в исламской постсоветский стране – ее светский характер не ставится под сомнение, найти «золотую середину» между традициями и модернизацией политической династии Алиевых удалось вполне успешно.
В Армении – все сложнее. Политический строй является более нестабильным, «гранатовая революция» 2018 года открыла новый политический процесс, но усилила внутреннее противостояние. Дело в том, что лидер революции – глава правительства Никол Пашинян эксплуатирует имидж демократа и проевропейски настроенного политика. Собственно, демонтаж недемократического политического режима Кочаряна-Саргсяна и был главной целью его политической деятельности. Придя к власти с улицы и благодаря ней, господин Пашинян получил всю полноту власти в стране – абсолютное парламентское большинство, подконтрольное правительство и власть на местах. Но – половина страны – бывший электорат противников Пашиняна не воспринимают новую власть и пока политически саботируют ее действия – не ходят на выборы, например. Да и будем откровенны – соблазн, получив власть, забыть о лозунгах, с которыми к ней шел – кого не постигла в новейшей истории? И почему же это господин Пашинян не является таким примером?
Еще на 5 апреля в Армении был назначен референдум по изменениям в Конституцию - они касаются реформы Единой неподконтрольной Пашиняну ветви власти-судебной, во главе с Конституционным судом. Почему это важно? Потому что именно конституционный суд в прошлом году остановил преследование бывшего президента Кочаряна. Кстати – вам это еще что-то не напоминает?
Но референдум сейчас является перенесенным из-за пандемии коронавируса на неопределенный срок. Учитывая отсутствие существенных успехов в экономике за два года Пашиняна при власти, а также – политический бойкот референдума со стороны всех других политических сил Армении, кроме блока Пашиняна «Мой шаг», наглядной стала ситуация, что голосование власть может проиграть. А экономическая коронакриза реально может пошатнуть позиции власти вообще. Каким образом можно побудить общество к объединению вокруг лидера и власти? Так, маленькая война... Нет, мы ничего не утверждаем – мы просто ставим вопрос и анализируем факты.
За кулисами – большие интересы? Нет, все устали, всем не до того
А теперь посмотрим шире на ситуацию вокруг Азербайджана и Армении. Она изменилась и изменилась не в пользу Армении. В экономическом контексте благодаря нефтяному фактору, Азербайджан сегодня – государство, которое имеет стабильную экономику и перевооружила свою армию. Азербайджан также имеет естественных союзников рядом – Турцию и Иран, которые уже традиционно поддерживают Баку. И еще в придачу, что Анкара, что Тегеран все чаще занимают отдельную внешнеполитическую позицию и не согласовывают и не берут во внимание мнение даже своих близких партнеров.
Российская военная база в Гюмри
Российская военная база в Гюмри
Между тем, еще очевиднее агрессор является главным стратегическим партнером и союзником Армении. Это Россия. На территории Армении стоит российская военная база, страна получает от РФ кредиты и энергоносители по льготным тарифам. Армения – член ОДКБ, военного союза на постсоветском пространстве во главе с Москвой, а экономически – Евразийского экономического союза, что выстроила на территории части бывшего СССР все та же Москва. Конечно, союз с Москвой долгие годы воспринимался (не будем здесь оценивать – насколько это оправдано) единственным предохранителем выживания для Армении в недружественном окружении. Но именно этот союз позволял и позволяет Армении и установить контроль и 30 лет контролировать аннексированы территории и Карабаха-Арцаху, и еще семи районов Азербайджана. Скажем прямо: в прямом полномасштабном столкновении без поддержки извне шансы современной армянской армии против азербайджанской выглядят сомнительно. Понятно, что наличие российской военной базы сдерживает ситуацию, но именно она ее и консервирует!
И вот что вырисовывается: нынешний конфликт будет решаться в треугольнике Анкара-Москва-Тегеран. А отношения в нем сейчас есть более чем прохладными. Турция и Россия столкнулись в Ливии, и в Сирии у них разные интересы. А если добавить сюда совершенно непредсказуемую политику Ирана, то и вообще получается, что ситуативная ось Эрдоган -Путин - Роухані может дать огромную трещину именно сейчас – и именно из-за армяно-азербайджанский конфликт.
Очень красноречиво выглядит вялая позиция Запада: США откровенно не до этого всего, ЕС снова «обеспокоен», а генсек ООН Антониу Гуттеріш может только словами призвать к недопущению великой войны.
Немного логики: за что здесь должна выступать Украина?
Что важно для Украины в этой истории? Конечно, нельзя не заметить очень многих параллелей. Тем более, что Карабах-Арцах – это такой себе пример существование и в каком-то смысле определенной победы практики сепаратизма как явления – не признавать «Нагорно-карабахскую республику» можно сколько угодно – но она есть де-факто, и мир как-то не торопится помогать в установлении справедливости и территориальной целостности Азербайджана. Ну а кто – сильно помогает мир Украине с восстановлением территориальной целостности? А Молдове? А Грузии?
Поэтому эта история – и о солидарности государств, имеющих такую проблему как аннексия и неконтролируемость территорий. И реакция Украины на события последних дней сегодня вполне естественна: для нас принцип территориальной целостности любой страны является краеугольным во внешней политике. И кстати, Азербайджан, Турция и Иран ни разу не ставили это под сомнение во время голосований в ООН по «донецким» или «крымским» резолюциям, а правительство Турции и вообще делает очень недвусмысленные принципиальные заявления по Крыму и его принадлежности. А вот как голосует Армения по тех же резолюциях – тоже показательно – от застенчивого «воздержались» последние годы она открыто перешла к однозначному «против», вместе с РФ и ее прямым союзниками на манер КНДР или Венесуэлы. Что ж, скажи мне кто твой друг…
Да, будем надеяться, что великой войны не произойдет. Однако, как никогда ярко этот карабахский сюжет напомнил всем о том, что совершенная когдато несправедливость и преступление не могут остаться без наказания. Ее отсрочки не лишает ее смысла – и делает ее неотвратимой. К сожалению это стоит человеческих жизней, но этот закон истории, писаный кровью, не новый и пока, к большому сожалению, еще никем не опровергнут.