Японская семья – какая она?
Современная японская семья представляет собой традиционную патриархальную систему. Несмотря на юридическое закрепление равноправия полов еще в Конституции 1946 года, гендерное равенство в японском обществе далеко от привычного нам, европейского.
Например, жену традиционно называют канай (переводится как “хозяйка”, “быть внутри дома”), а в отношении мужа используется термин сюдзин (“главный человек”, “хозяин”). Глава семьи обычно много работает и участвует в делах семьи преимущественно в выходные. Женщина является хранительницей очага, занимается бытом, воспитанием детей и выход на работу раньше окончания декрета (до 3-летнего возраста ребенка) обществом не одобряется.
В японском языке нет слов “брат” и “сестра”. Вместо этого используются ани (“старший брат”) и отото (“младший брат”), анэ (“старшая сестра”) и имото (“младшая сестра”). Самым главным и авторитетным ребенком считается первый сын в семье. Традиционность мировоззрения, иерархия и уважение к старшим формируется у ребенка с ранних лет и сопровождает всю дальнейшую жизнь.
3 стадии взросления
Воспитательная система в Японии базируется на “икудзи”. Согласно данной философии, жизнь ребенка делится на несколько периодов, и каждому соответствует определенное отношение и поведение родителей, учителей и окружающих.
1. Возраст от 0 до 5 лет – малыш считается “императором”, “королем” и “богом”, которого купают в любви и ничего не запрещают. Желание ребенка – закон, ему не говорят “нет” и “нельзя”, не ругают и не наказывают.
Всю ответственность за его поведение берет на себя мать, являясь по сути его тенью. Например, если малыш упал или испачкал что-то, то в этом виновата мама – не уследила или оставила на виду то, что не следовало.
Данный принцип нашел отражение и в японском языке – матерей называют словом амаэ. Оно характеризует чувство зависимости от матери и ему соответствует глагол “воспользоваться чем-либо”, “быть избалованным”, “искать покровительства”.
2. Возраст с 6 до 15 лет – ребенок становится “рабом”, идет в школу и учится следовать строгим правилам, распорядку, встраивается в общественную систему. Любовь родителей к нему не исчезает – она просто становится другой: ему дают понять, как важно быть в коллективе и следовать стандартам.
Поскольку общество Японии строится именно на нахождении в коллективе, а не индивидуализме, то и самое страшное “наказание” для ребенка, а впоследствии и взрослого – исключение из группы. Поэтому все игры в детском саду командные, а в школе за оценки не ругают и не хвалят, чтобы никого не выделять. В целом в японских детских садах и начальных школах скорее не обучают, а воспитывают.
3. Возраст с 16 лет и старше ребенок становится “равным”, его воспринимают как взрослого. Ему разрешается иногда нарушать строгие правила, но и брать ответственность за это на себя.
Одно из проявлений такого “бунтарства” – яркий внешний вид вне школы, когда разрешается не надевать строгую форму. В это время происходит процесс самоидентификации, выбор профессии и дальнейшего пути в жизни.
Культурные особенности
Поскольку ролевые модели мальчиков и девочек определены традициями, их воспитание отличается. Девочек обучают бытовым тонкостям: кулинарное искусство, шитье, стирка и прочие навыки прививаются с раннего возраста. Привычное явление для школьных лет, когда после уроков мальчики идут на различные секции и факультативы, а девочки гуляют с подружками.
Одна из японских поговорок гласит “мужчина не должен заходить на кухню”. Сын это глава семьи, опора и добытчик. Один из национальных праздников – День мальчиков (Кодомо-но хи) – наглядно демонстрирует японцам с ранних лет ценности общества.
В воздух поднимаются бумажные и матерчатые кои-нобори – змеи-карпы, которые символизируют волю и силу будущего мужчины справляться с жизненными трудностями (карп отличается способностью плыть против течения долгое время).
Существует и Праздник девочек или Праздник кукол (Хинамацури), а также специальные церемонии по случаю достижения детьми трех, пяти и семи лет (Сити-го-сан). В такие дни девочек 3 и 7 лет наряжают в красивые кимоно с цветочным рисунком и делают нарядные прически.
Мальчиков 3-5 лет облачают в монцуки – короткое верхнее кимоно с фамильным гербом, и хакама – часть японского официального костюма в виде широких шаровар.
Многочисленные детские праздники помогают передавать традиции и культурные ценности, объединяя поколения.