Drang nach Osten! - "Натиск на Восток" (нем.)
Если не сильно вдаваться в детали, то можно, заглянув в прошлое, отметить, что, примерно, с XV века западные народы, включая немцев, поляков, французов, а иногда и объединившись, хотя бы раз в сто лет шли большой войной на Россию. И походы эти, зачастую, подкреплялись антироссийской/антирусской идеологической установкой, что это чуть ли не священные войны под знаменем борьбы всего передового и цивилизованного с дикостью и варварством восточной страны.
Актуальность этот вопрос не теряет по сей день. Достаточно обратиться к новостным пабликам различных иноязычных западных СМИ, в которых "дикая" Россия является чуть ли основной угрозой "цивилизованного" мира (и это не параноидальный бред оголтелого "ватника-патриота", просто читайте из первоисточников).
Данная статья является попыткой разобраться в причинах, вызвавших культурно-идеологический раскол Европы на "Восток" (Россию) и "Запад" (вся Европа). Что же, в конце концов, привело к такому "цивилизационному", не побоюсь этого слова, противостоянию, которому конца и края не видно. И нет ли здесь существенной вины самой России и ее народа? Будем поглядеть. И, конечно, обратимся к истории!
1. Во-первых, рассмотрим, так называемый, "византийский" культурно-исторический след в этой проблеме. И мы не будем заглядывать в древность в эпоху Владимира - тогда церковь еще не была разделена, и сам факт принятия языческим князем христианства и крещение Руси сроднило европейские народы с русским. И это продолжалось даже после вселенского раскола церкви на католическую и православную вплоть до нашествия монголов и вхождения русских земель в состав Золотой Орды. За 300 лет ига культурно-идеологические и политические связи с народами Европы деградировали.
В XV веке начинает реализовываться самостоятельное ощущение себя Русью-Россией. Особенно ярко это стало проявляться после падения Константинополя (столицы Византии) в 1453 году и освобождения от монгольского владычества в 1480 году. Иван III Великий, женившись на племяннице византийского императора, по сути объявил себя и Россию преемниками Византии как православной державы - защитницы истинной веры и византийской политической традиции. Это были первые самостоятельные шаги по культурному и политическому отдалению от Европы.
Византийский след прослеживается и в философской концепции XVI века, озвученной монахом Филофеем Василию III - Москва есть Третий Рим. Первый Рим пал, и христианство там погибло в пучине ереси; второй Рим-Византия погиб, заключив с католиками Флорентийскую унию. Третий Рим - Москва с предназначенной Богом миссией - хранить православие. Первые два Рима погибли, Третий Рим будет жить вечно, четвертому же не бывать. Некоторые считают, что эта миссия укоренилась в ментальности русского народа и правителей, и проявляется в отношениях с Западом по сей день.
Во-вторых, консервативность и традиционализм мышления русского человека, которые сильно отличают его ментальность от активного, переменчивого сознания типичного европейца. И этому есть тоже исторические корни.
Например, довольно жесткое сословное разграничение и крепостнические законы сохраняли общинное крестьянство (а это львиная доля населения страны) вплоть до падения империи в начале ХХ века. В 1920-х годах общинное крестьянство с практически крепостными порядками снова восстановили в форме колхозов.
Почему мы говорим здесь о крестьянах? Этот слой населения наиболее подвержен сохранению традиционности в жизни и быте, и, выходя за границы крестьянской общины, способный сохранять и транслировать на других свою консервативную ментальность. Естественно не принимая и не признавая различных (особенно западных либеральных) новшеств в жизни, попрекающих традиции и уклад. Такое "крестьянское" мировоззрение сохраняется глубоко в ментальности русских людей.
В-третьих, нужно также рассмотреть влияние Русской Православной Церкви, религии и идеологии. Наша церковь на Западе называется "ортодоксальной" с явным негативным содержанием этого термина. Подразумевается, что православная церковь очень консервативна и болезненно относится ко всяким переменам, реформам, и не дай Бог, новым "либеральным ценностям". Здесь есть зерно правды, но в сознании современного россиянина возникает резонный аргумент - в этом постоянно и стремительно меняющемся мире, должно же оставаться место и тому, что вечно и на все времена, на что можно опереться и положиться. Вера и идеология здесь играют огромную роль.
В советское время веру в Бога пытались изжить научным атеизмом, а по сути подменили ее верой в светлое будущее коммунизма, сформировав другой культ, но опять же основанный на противопоставлении "загнивающему" Западу и мессийности советского, читай русского, народа.
После падения СССР и разложения коммунистической идеи, ей на смену вновь возвращается вера в Бога, традиции и народность. Таким образом, сохраняется и консервативное мировоззрение, которое в глаза западного человека выглядит дикостью и варварством.
Так что нет ничего удивительного в нежелании Запада признавать нашу ментальность и желание идти своим, отличным от их пути курсом развития. Не нравится им и то, что Россия не приемлет, в силу вышесказанного, новых норм и ценностей "либерального/прогрессивного" мира. Тут еще и в новую Конституцию эти русские ввели запреты на эти нормы и ценности. Такое глубинное противоречие на уровне менталитета неизбежно будет приводить к культурным и политическим конфликтам.
В итоге отметим, что поговорка "Не мы такие, а жизнь такая" не правдива, и в вопросе сложных отношений с Западом мы в большей части сами виноваты. Пишу это, а сам думаю: "Может и неплохо, что так".
Спасибо вдумчивым людям за проявленный интерес к моим мыслям.
Ссылка на статью канала в группе ВК