Постройка в СССР тяжелого многоцелевого вертолёта Ми-6 была большой вехой в мировом вертолётостроении, а Союз на многие годы стал лидером в разработке и постройке тяжелых вертолётов.
Конструкция Ми-6 стала классикой и на сегодняшний день большинство тяжелых вертолётов в мире имеют компоновку, впервые применённую на Ми-6.
В 60-х годах Ми-6 установил множество мировых рекордов и стал самым грузоподъёмным и самым скоростным вертолётом в мире.
Для понимания «масштабов» вертолёта:
- максимальная скорость – 340 км/час;
- нагрузка (вес поднимаемого груза) – 20 т, из них:
- в грузовой кабине – 12 т;
- на внешней подвеске – 8 т;
- количество пассажиров (в пассажирском варианте) - 65 человек;
- количество пассажиров (в экстремальных условиях) - 150 человек;
- максимальная взлётная масса 42 т.
Правда, такой себе летающий вагон?!
***
Мне приходилось летать на рейсовом пассажирском Ми-6 всего один раз – с турбазы «Чулышман» на Телецком озере до города Бийска. Это на Горном Алтае. Впечатление неизгладимое – комфортабельный воздушный трактор.
***
Но всё же изначально Ми-6 разрабатывался для военных целей. И в первую очередь для переброски тактических ракетных комплексов 2К6 «Луна». Ракетный комплекс был создан на базе лёгкого плавающего танка ПТ-76 и весил почти 18 т (пусковая установка 15,5 т и ракета 2,3 т).
На военном вертолёте на охоту
Так случилось, что мы целый месяц путешествовали в тайге Забайкалья с пятью «черными полковниками». Мы были не вместе, но шли параллельно и всё время пересекались. Черные полковники не были хунтой. Просто мы их так называли между собой для простоты. Все они были из подмосковного Монино, все преподаватели Военно-воздушной академии имени Гагарина, все полковники, все профессора и доктора наук (разных).
Наше путешествие закончилось в посёлке Бамбуйка. Теперь посёлка уже нет – сгорел вместе с тайгой. Тогда по рации передали просьбу в райцентр Багдарин, чтобы за нами прислали самолёт. Летели мы на Ан-2 и с борта «Кукурузника» наблюдали страшную картину, которую теперь можно регулярно наблюдать по телевизору в репортажах из США…
…Бесконечное море воды, из которой торчат деревья и виднеются крыши домов. На некоторых крышах сидят люди. С крыш домов людей снимают вертолётами или на лодках…
***
Через Багдарин течет маленькая одноимённая речка Багдарин. Не река, а ручей. За месяц до того мы переходили через неё – три метра шириной и воды по щиколотки. Но в результате проливных дождей река разлилась на многие километры и затопила всё вокруг.
Из Багдарина до столицы Бурятии Улан-Удэ идёт автомобильная дорога. Но наводнением разрушило мост через реку Витим и еще в нескольких местах смыло дорогу, поэтому путь домой только по воздуху - на Ан-24 или Л-410.
Аэропорт Багдарин (Маловский) находится в десятке километров от райцентра у посёлка Маловский. Там течет еще меньшая, но не менее подлая река Ауник, которая тоже разлилась и смыла нахрен взлётную полосу.
Начальник аэропорта говорит нам «хорошую» новость: не переживайте, тут рядом – на реке Джилинде нашли залежи урана (месторождения Источное). Военным без авиасообщения никак нельзя, поэтому они за месяц точно восстановят взлётную полосу (типа обрадовал).
И действительно, мощные самосвалы непрерывно возят откуда-то руду, два грейдера её разгребают, а здоровенный бульдозер Komatsu круглосуточно тягает за собой стальной каток двухметрового диаметра с огромными шипами. Как мы выяснили – этот каток весит 28 т, он крушит и утрамбовывает породу. Работа кипит, но целый месяц… это слишком, мы в шоке!
***
Мы тогда поселились прямо в аэропорту, который представлял собой деревянный дом с одной большой комнатой, окруженной служебными помещениями. Комната была одновременно и кассовым залом и залом ожидания – там мы и спали – прямо на полу. На втором этаже – «ЦУП» (Центр управления полётами).
От безделья кочуем от Маловского до Багдарина и назад, проедаем последние деньги и уже практически превратились в бичей. На всякий случай, поняв, что ликвидация последствий наводнения может месяцем не ограничиться, устроились на работу в управление «Багдаринзолото». Там строили для золотоискателей двухэтажные срубы – общежития, а мы уплотняли мхом щели между брёвнами. Забегая наперёд скажу, что когда мы увольнялись – нас начальник отдела кадров уговаривал остаться, обещая с весны определить на золотые прииски с заработком в сезон 8-12 тыс. рублей. С кадрами и там проблемы – одни сидельцы да алкоголики.
***
Ладно, скажете вы, а при чём здесь вертолёт Ми-6?!
Рассказываю: мы люди простые, взяли у начальника аэропорта справки о том, что «В связи со стихийным бедствием – наводнением задержались в тайге на…». На сколько?
Мы просидели в Багдарине дней сорок. За две бутылки водки купленной тут же в сельпо нам дали чистые листы с печатями и регистрационными номерами. К тем сорока дням единогласно приписали еще по пятьдесят. А чего скромничать, ведь задержка из-за стихии оплачивалась на работе по среднему.
Но это мы. А военные – люди подневольные и у них такие фокусы не проходят. Я имею в виду «черных полковников». Они подались за документами в Багдарин – в районный военкомат. Бурят – майор и по совместительству райвоенком сначала увидев бомжеватого вида людей, хотел их прогнать, но когда они одновременно выхватили ксивы – он охренел.
Дело в том, что военком был военным вертолётчиком, но из-за полученной травмы был списан из авиации и назначен руководить местным военкоматом. Представляете, а тут сразу целых пять полковников, причем преподавателей ВВА имени Гагарина! В военкомате «черным полковникам» справки выдали мгновенно.
…Наутро следующего дня в аэропорту приземлился военный монстр Ми-6 (где он базировался до этого не известно). Из вертолёта вылез майор и сказал, что приглашает «черных полковников» на охоту на сайгака.
Полковникам выдали охотничьи «ружья» под названием АК74 и они улетели. Нас сволочи не взяли! Зато мы мясо потом ели на шару дня три-четыре.
…Наутро следующего дня в аэропорту опять приземлился военный монстр Ми-6. Из вертолёта вылез майор и спросил: «Такси на Дубровку заказывали?», (пардон, на Улан-Удэ). «Черные полковники» улетели, а нас опять сволочи не взяли, – сказали: «штатским не положено». Таким образом, на десятый день пребывания в Багдарине «лётчики» отбыли восвояси, а мы там куковали еще целый месяц.
Я не беру на себя смелость заявить, во сколько государству обошлась доставка «черных полковников» из Багдарина в Улан-Удэ, да «поездка» на охоту. Но два года спустя мне довелось заказывать спецрейс Ми-8 на расстояние 300 км - это в два раза меньше чем до Улан-Удэ. Тогда рейс обошелся в 12 тыс. р.
Но не трудно прикинуть. Вес пустого Ми-6 – 26,6 т, а Ми-8 – всего 5,7 т. Сделав не очень сложные арифметические вычисления, можно предположить что уикенд «черных полковников» с применением Ми-6 обошелся Красной Армии минимум в $100 тыс.
Вот такое создали в Союзе чудо авиационной техники – вертолёт Ми-6, идеально подходящий для охоты и рыбалки в тайге. Дорогое, правда, удовольствие. Может потому (в том числе) и Союз распался, что на огромных военных вертолётах на охоту на сайгаков летали?
Использованы фото вертолётов Ми-6 с сайта oruzhie.info
Если Вам понравился рассказ, ставьте класс и подписывайтесь, чтобы узнать еще много интересного