Найти в Дзене

Какая страна вышла последней из СССР.

Оглавление

Советский союз - одно из самых теплых воспоминаний,старшего поколения россиян,украинцев,белорусов и др.

Первая страна объявившая о выходе из союза,Литва -

июня 1988 года в Литовской ССР было основано движение «в поддержку перестройки» Саюдис, сначала негласно, затем открыто ставящее свой целью выход из состава СССР и восстановление независимого литовского государства. Оно проводило многотысячные митинги и вело активную работу по пропаганде своих идей. В январе 1990 года визит Горбачёва в Вильнюс собрал на улицах Вильнюса громадное количество сторонников независимости (хотя формально речь шла об «автономии» и о «расширении полномочий в составе СССР»), численностью до 250 тыс. человек.

Первые марки «восстановленной Литовской республики» («подпольные»). Купоны на трёх языках. 1990. Тираж: марки — 30 миллионов, каждой разновидности купона — 1, 875 млн экз.
Первые марки «восстановленной Литовской республики» («подпольные»). Купоны на трёх языках. 1990. Тираж: марки — 30 миллионов, каждой разновидности купона — 1, 875 млн экз.

В ночь на 11 марта 1990 года Верховный Совет Литовской ССР во главе с Витаутасом Ландсбергисом провозгласил независимость Литвы[49]. На территории республики было прекращено действие Конституции СССР и возобновлено действие литовской конституции 1938 года[71][72]. Таким образом, Литва стала первой из союзных республик, объявившей независимость, и одной из пяти, которые сделали это до августовских событий и ГКЧП.

Независимость Литвы тогда не была признана ни центральным правительством СССР, ни другими странами (кроме Исландии). В ответ на это советским правительством в середине 1990 года была предпринята «экономическая блокада» Литвы, а позже была применена и военная сила — начиная с 11 января 1991 года советскими частями были заняты Дом печати в Вильнюсе, телевизионные центры и узлы в городах, другие общественные здания (т. н. «партийная собственность»). 13 января советские войска штурмом взяли телебашню в Вильнюсе, остановив республиканское телевещание. Местное население по призыву Ландсбергиса массово вышло на улицы, в итоге инспирированных столкновений, не расследованных по сей день[44], погибло 15 человек, десятки ранены[73].

16 января Верховный Совет Литовской ССР издал Постановление «Об опросе жителей Литовской Республики» (уточнив его затем постановлением от 18 января 1991 года), согласно которым в Литве должен был пройти «всенародный опрос» по вопросу независимости республики, формально уже провозглашённой 11 марта прошлого года. Это было расценено Президентом СССР как намерение блокировать исполнение в республике решений о проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР, он назвал этот опрос и попытки объявить его «плебисцитом о будущем Литовского государства» — юридически несостоятельными[74]. Участие во всесоюзном референдуме было блокировано местными властями и состоялось только на избирательных участках, организованных в ограниченном количестве в зданиях, контролируемых к тому моменту силовыми органами Центра.

9 февраля был проведён «всенародный опрос» (или же «избирательная консультация»[75]) по вопросу независимости Литвы. В нём приняло участие 84 % избирателей, 90,4 % из них высказались за независимую демократическую Литовскую республику. На этом основании 12 февраля Исландия признала факт декларированной ранее независимости Литвы[76].

11 марта 1991 года КПЛ (КПСС) образовало Комитет национального спасения Литвы, на улицах было введено армейское патрулирование. Однако реакция мировой общественности и усилившееся влияние либералов в России сделали невозможными дальнейшие силовые действия.

В ночь на 31 июля 1991 года неизвестными (в дальнейшем в нападении обвинялись сотрудники вильнюсского и рижского отрядов ОМОН) на контрольно-пропускном пункте в Мядининкай (на границе Литвы с Белорусской ССР) были расстреляны 8 его сотрудников.

После августовских событий 1991 года независимость Литовской республики была немедленно признана большинством стран Запада.

Эстония

В Эстонской ССР в апреле 1988 года образован Народный Фронт Эстонии в поддержку Перестройки, формально не ставивший своей целью выход Эстонии из СССР, но ставший базой для её достижения.

В июне — сентябре 1988 года в Таллине прошли следующие массовые мероприятия, вошедшие в историю как «Поющая революция», на которых исполнялись песни протеста, а также распространялись агитационные материалы и значки Народного фронта:

16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР большинством голосов принял Декларацию о суверенитете Эстонии[77].

23 августа 1989 года Народные фронты трёх прибалтийских республик провели совместную акцию под названием Балтийский путь.

12 ноября 1989 года Верховный Совет Эстонской ССР принял на основе концепции оккупации Прибалтики, разработанной выходцем из Эстонии, балтийским немцем Борисом Мейснером, Постановление «Об историко-правовой оценке событий, имевших место в Эстонии в 1940 году», объявившее незаконной декларацию от 22 июля 1940 года о вхождении ЭССР в СССР.

23 марта 1990 года Компартия Эстонии вышла из состава КПСС.

30 марта 1990 года Верховный Совет ЭССР принял постановление о государственном статусе Эстонии. Заявив, что оккупация Эстонской Республики Советским Союзом 17 июня 1940 года не прервала де-юре существования Эстонской Республики, Верховный совет объявил государственную власть Эстонской ССР незаконной с момента её установления и провозгласил начало восстановления Эстонской Республики. Был объявлен переходный период до формирования конституционных органов государственной власти Эстонской Республики[78].

3 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял постановление № 1410-I «О введении в действие Закона СССР „О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР“», фактически объявляющий юридически ничтожными декларации Верховных Советов прибалтийских республик об аннулировании вхождения в СССР и вытекающие из этого последующие решения.

8 мая того же года Верховный Совет ЭССР принял закон о признании недействительным наименования «Эстонская Советская Социалистическая Республика». Также согласно этому закону было прекращено использование герба, флага и гимна Эстонской ССР в качестве государственных символов и восстановлено действие Конституции Эстонской Республики 1938 года (где в статье 1 указано, что Эстония является самостоятельной и независимой республикой)[47], то есть фактически Эстония объявила о выходе из состава Союза ССР. Через 8 дней был принят закон об основах временного порядка управления Эстонией, согласно которому прекращалась подчинённость органов государственной власти, государственного управления, органов суда и прокуратуры республики соответствующим органам власти Союза ССР и они отделялись от соответствующей системы СССР. Было объявлено, что отношение между республикой и Союзом ССР отныне строяться на основе Тартуского мирного договора, заключённого между Эстонской Республикой и РСФСР 2 февраля 1920 года[79].

15 мая по инициативе рабочих заводов союзного подчинения перед зданием Верховного Совета собрался митинг, на котором представители русскоязычного населения республики потребовали отмены постановления ВС от 8 мая «О государственной символике» и отставки руководителей Эстонской ССР. Позже толпа двинулась к зданию Верховного Совета и ворвалась на её территорию. Глава правительства Эдгар Сависаар выступил по республиканскому радио к народу: "Люди Эстонии… Представители Интердвижения и Объединённого совета трудовых коллективов атакуют здание Верховного Совета… Происходит попытка переворота… Повторяю — нас атакуют… ". Тысячи эстонцев вышли на защиту своего правительства. Вскоре участники штурма покинули здание Верховного Совета, после чего члены отряда самообороны «Кайтселийта» взяли под охрану здание Верховного Совета, правительственные учреждения, почту, радио[80].

В ходе переговоров Эстонии с союзным центром, с правительством РСФСР и с приграничными областями происходили провокации. Так в ночь с 1 на 2 сентября члены организации «Кайтселийт» установили пограничные столбы и шлагбаум на территории Ленинградской и Псковской областей РСФСР, где проходила советско-эстонская граница, закреплённой Тартуским мирным договором 1920 года[81].

12 января 1991 года в ходе визита в Таллин Председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина между ним и Председателем Верховного Совета Эстонской Республики Арнольдом Рюйтелем был подписан «Договор об основах межгосударственных отношений РСФСР с Эстонской Республикой», в котором обе стороны признавали друг друга суверенными государствами и субъектами международного права[82].

3 марта состоялся референдум по вопросу независимости Эстонской Республики, в котором приняли участие лишь правопреемные граждане Эстонской Республики (в основном эстонцы по национальности), а также лица, получившие так называемые «зелёные карточки» Конгресса Эстонии (условием получения карточки было устное заявление о поддержке независимости Эстонской Республики. Было выдано около 25 000 карточек, их обладателям впоследствии было предоставлено гражданство Эстонской Республики). 78 % проголосовавших поддержали идею национальной независимости от СССР[83].

11 марта Дания признала независимость Эстонии[84].

20 августа 1991 года Верховный Совет Эстонии принял постановление «О государственной независимости Эстонии»[85], которое подтвердило независимость республики, а 6 сентября того же года неконституционный Госсовет СССР официально признал независимость Эстонии.

Латвия

Основная статья: Декларация о восстановлении независимости Латвийской Республики

В Латвийской ССР в период 1988—1990 годов происходит создание и усиление Народного Фронта Латвии, выступавшего за суверенитет республики в рамках СССР, нарастает борьба с Интерфронтом, выступающим за сохранение членства в СССР.

4 мая 1990 года Верховный Совет Латвийской ССР принял Декларацию о восстановлении независимости Латвийской Республики[52]. 3 марта 1991 года декларация подкреплена опросом. Через 5 месяцев, 21 августа, после августовского путча в Москве Верховный Совет Латвии принимает конституционный закон «О государственном статусе Латвийской Республики»[86], подтвердивший независимость Латвии. 24 августа при визите делегации республики в Москву с целью добиться смены командующего Прибалтийским военным округом Ф.Кузьмина и вывода из республики ОМОНа[87] Б.Ельцин неожиданно вручил ей указ о признании независимости Латвии, после чего её суверенитет начали признавать де-юре и другие страны.

Особенностью отделения Латвии и Эстонии является то, что, в целях обретения контроля на своей территории в условиях сравнительно небольшого относительного большинства титульного населения, республиканское гражданство было предоставлено только лицам, проживавшим в этих республиках на момент их присоединения к СССР, и их потомкам, а русскоязычное население массово было лишено гражданских прав и подвергнуто дискриминации.

Грузия

Акт о восстановлении государственной независимости Грузии, 1991 год
Акт о восстановлении государственной независимости Грузии, 1991 год

Начиная с 1989 года в Грузии возникает движение за выход из состава СССР, которое усиливается на фоне разрастания грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. 9 апреля 1989 года в Тбилиси происходят столкновения с войсками, в результате которых погибли 16 человек. С событий 9 апреля начался процесс консолидации грузинского общества вокруг идей национальной независимости, восстановления грузинской государственности. 9 марта 1990 года сессия Верховного Совета Грузинской ССР приняла постановление «О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии» в котором объявила, что ввод войск Советской России в Грузию в феврале 1921 года и занятие всей её территории являлись «с правовой точки зрения военным вмешательством (интервенцией) и оккупацией с целью свержения существовавшего политического строя» (Грузинской Демократической Республики), «а с политической точки зрения фактической аннексией. Осуждая „оккупацию“ и фактическую аннексию Грузии Советской Россией как международное преступление», ВС объявил, что стремится к аннулированию последствий нарушения Договора от 7 мая 1920 года для Грузии и к восстановлению прав Грузии, признанных Советской Россией этим договором. Также было объявлено о начале переговоров о восстановлении независимого Грузинского государства, поскольку Договор об образовании СССР, по мнению депутатов, «являлся в отношении Грузии незаконным»[88][89].

28 ноября 1990 года в ходе выборов сформирован Верховный Совет Грузии во главе с радикальным националистом Звиадом Гамсахурдиа, который позже (26 мая 1991 года) был избран президентом на всенародном голосовании. 14 ноября 1990 года Верховный Совет принял закон о переходном периоде до восстановления независимой Грузинской Демократической Республики и в связи с этим переименовал республику в Республику Грузия[90].

31 марта 1991 года в Грузинской ССР состоялся референдум о восстановлении независимости Грузии, на котором за восстановление государственной независимости Грузии проголосовало 98,93 % участников референдума[91]. 9 апреля в 12 часов 30 минут Верховный Совет Грузии принял Акт о восстановлении государственной независимости Грузии[59]. Грузия стала пятой из союзных республик, объявившей независимость, ещё до августовских событий (ГКЧП).

Входившие в состав Грузии Абхазская АССР и Юго-Осетинская автономная область объявили о непризнании независимости Грузии и о желании остаться в составе Союза, а позже образовали непризнанные государства (в 2008 году, после вооружённого конфликта в Южной Осетии, их независимость признана в 2008 году Россией и Никарагуа, в 2009 — Венесуэлой и Науру, в 2018 — Сирией).

Армения

23 августа 1990 года Верховный Совет Армянской ССР принял Декларацию о независимости Армении. Было объявлено, что Республика Армения — суверенное государство, наделённое независимостью. Прекращалось действие Конституции СССР и законов СССР на территории республики. В целях обеспечения своей безопасности и неприкосновенности границ Республика Армения создавала подчиняющиеся Верховному Совету собственные Вооружённые Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности[66].

1 марта 1991 года, несмотря на ранее принятую декларацию, Верховный Совет Армении постановил провести 21 сентября того же года референдум о выходе из состава СССР, вынесив на голосование следующий вопрос: «Согласны ли Вы, чтобы Республика Армения была независимым демократическим государством вне состава СССР?» Президиуму Верховного Совета республики было предоставлено право «в случае резкого изменения ситуации принять решение о досрочном проведении референдума»[92]. 25 марта председателю Верховного Совета СССР было направлено заключение, где было сказано, что данное постановление соответствует требованиям Закона СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» в части субъекта, выступающего с инициативой о проведении референдума (статья 2), сроков его проведения (не ранее, чем через шесть и не позднее, чем через девять месяцев после принятия решения о постановке вопроса о выходе союзной республики из СССР (часть 3 статьи 2)[93].

5 августа председатель Верховного Совета Армении Левон Тер-Петросян направил письмо председателю Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову, в котором просил его в соответствии со статьёй 5 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» решить вопрос о присутствии на территории Армении в качестве наблюдателей уполномоченных представителей Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных образований, а также пригласить представителей Организации Объединённых Наций[94].

21 сентября 1991 года референдум состоялся[95]. Большинство граждан, имеющих избирательное право, ответили на этот вопрос утвердительно[96].

По результатам референдума, 23 сентября 1991 года Верховный Совет Армении подтвердил выход республики из состава СССР[97].

Азербайджан

В 1988 году в Азербайджане сформировался Народный фронт Азербайджана, ставший во главе азербайджанского национального движения, которое усиливается на фоне карабахского конфликта. 23 сентября 1989 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Конституционный закон о суверенитете Азербайджанской ССР[98]. 29 декабря того же года в Джалилабаде активисты Народного фронта захватили здание горкома партии, при этом десятки людей были ранены[99]. 31 декабря на территории Нахичеванской АССР толпы людей разрушили госграницу с Ираном. Почти 700 км границы было уничтожено[88].

Тысячи азербайджанцев пересекли реку Аракс, воодушевлённые первой за долгие десятилетия возможностью братания со своими соотечественниками в Иране[99][100]. 10 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О грубых нарушениях закона о государственной границе СССР на территории Нахичеванской АССР», решительно осудив произошедшее[101]. 11 января 1990 года группа радикально настроенных членов Народного фронта штурмом взяла несколько административных зданий и захватила власть в городе Ленкорань, свергнув советскую власть[99]. 19 января чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости[102].

В ночь с 19 на 20 января 1990 года советская армия штурмовала Баку с целью разгрома Народного фронта и спасения власти Коммунистической партии в Азербайджане[103][104][105]/ Том де Ваал считает, что «именно 20 января 1990 года Москва, в сущности, потеряла Азербайджан»[99].

30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики»[54], а 18 октября был принят Конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики»[106]. 10 сентября проводится Чрезвычайный съезд Коммунистической партии Азербайджана, на котором принимается решение о роспуске компартии. 29 декабря прошёл референдум о государственной независимости Азербайджана (уже после того, как Азербайджан подписал алма-атинский протокол к беловежскому соглашению о прекращении существования СССР и после того, как Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о признании этого соглашения[107]), на котором за независимость проголосовало 99,58 % участников референдума[108][109].

Молдавия

В Молдавии специфика идеологической направленности национального движения состояла в провозглашении тезиса об идентичности молдавского и румынского языков и в призывах к объединению Молдавии и Румынии. В мае 1989 года был создан Народный фронт Молдовы, объединивший в себе ряд националистических организаций. 23 июня Верховный Совет Молдавской ССР утвердил Заключение специальной комиссии по пакту Молотова-Риббентропа, в котором создание Молдавской ССР было объявлено незаконным актом, а Бессарабия и Северная Буковина — оккупированными румынскими территориями[110]. На основании Заключения 31 июля президиум Тираспольского городского совета провозгласил, что если Молдавская ССР была создана незаконно, то левобережье Днестра также было незаконно в неё включено, и президиум «не считает себя связанным какими-либо обязательствами перед руководством ССР Молдовы»[111][112]. 7 ноября Народный фронт Молдавии сорвал проведение военного парада в Кишинёве, а 10 ноября был предпринят штурм здания МВД республики, в ходе которого пострадали несколько сотрудника МВД и сторонников НФМ.

Георге Гимпу заменяет флаг МССР (ныне государственный флаг в непризнанном Приднестровье) на флаг Румынии (флаг у Молдовы той же расцветки, но с национальным гербом) над парламентом МССР, 27 апреля 1990 года.
Георге Гимпу заменяет флаг МССР (ныне государственный флаг в непризнанном Приднестровье) на флаг Румынии (флаг у Молдовы той же расцветки, но с национальным гербом) над парламентом МССР, 27 апреля 1990 года.

Рост молдавского национализма, провозглашение курса на выход из СССР и призывы к объединению с Румынией, введение флага наподобие румынского триколора в качестве государственного, лишение государственного статуса русского языка и перевод молдавского на латинский алфавит — вызвали негативную реакцию у жителей южной и восточной Молдавии. 12 ноября состоялся Чрезвычайный съезд представителей гагаузского народа, на котором была провозглашена Гагаузская АССР в составе Молдавской ССР, но Президиум Верховного Совета Молдавской ССР отменил решения Чрезвычайного съезда, назвав их антиконституционными[113]. Вслед за этим в конце 1989 — начале 1990 года в Приднестровье был проведён референдум об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. 2 сентября 1990 года на II Чрезвычайном съезде депутатов всех уровней Приднестровья была провозглашена Приднестровская Молдавская ССР в составе СССР. Оба образования не были признаны руководством СССР[114].

6 мая 1990 года вдоль всей реки Прут, разделяющей Молдавию и Румынию, состоялась акция «Мост цветов», в ходе которой жители Румынии пересекли советско-румынскую границу без предъявления каких-либо документов. Вторая акция подобного рода произошла 16 июня 1991 года, когда жители Молдавской ССР пересекли границу в сторону Румынии.

23 июня 1990 года Верховный Совет Молдавской ССР принял декларацию о суверенитете. 19 августа состоялся I Съезд народных депутатов — гагаузов, избранных в Советы различных уровней, на котором была принята «Декларация о свободе и независимости гагаузского народа от Республики Молдова»[115], провозгласив Республику Гагаузия в составе СССР[116]. 21 августа на чрезвычайном заседании Президиума Верховного Совета Молдавской ССР решение о провозглашении республики было признано незаконным, а проведение съезда депутатов — антиконституционным[115]. В октябре в Гагаузии были объявлены выборы в неконституционный орган — так называемый Верховный совет Гагаузии. Премьер-министр Молдавии Мирча Друк 25 октября с целью сорвать выборы направил в Комрат (т. н. «Поход на Гагаузию») автобусы с волонтёрами в сопровождении милиции. В Гагаузии начинается мобилизация, однако прибытие частей Советской Армии предотвратило кровопролитие.

27 августа 1991 года Верховный Совет Молдовы принял Декларацию о независимости и признал незаконной установленную в 1940 году границу с Украиной[117][62].

Население восточной и южной Молдавии, стремясь избежать интеграции с Румынией, объявило о непризнании независимости Молдавии от СССР и провозгласило образование двух новых республик (ГССР с центром в Комрате; ПМССР с центром в Тирасполе), которые изъявили желание остаться в СССР. Первой об отделении от Молдавии объявила Гагаузская ССР[источник не указан 308 дней], позже после распада СССР поменявшая своё название на Республика Гагаузия. На следующий день в знак солидарности с гагаузами о выходе из состава Молдавии объявила также и Приднестровская Молдавская ССР[источник не указан 308 дней], позже в ходе референдума после распада СССР поменявшая своё название на ПМР (Приднестровская Молдавская Республика).

Украина

В сентябре 1989 года основано движение украинских национал-демократов Народный рух Украины (Народное движение Украины), которое участвовало в выборах 30 марта 1990 года в Верховную Раду (Верховный Совет) Украинской ССР. Народный рух Украины был в меньшинстве при большинстве членов Компартии Украины. 16 июля 1990 года Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете Украинской ССР[118].

В результате общекрымского референдума 20 января 1991 года была восстановлена Крымская АССР в составе УССР. В июне 1946 года автономия, будучи в составе РСФСР, была упразднена, а в апреле 1954 года территория ликвидированной республики была передана Украинской ССР. Референдум о восстановлении крымской автономии признаётся правительством Кравчука. В декабре 1991 года также был проведён референдум в Закарпатской области, на котором 78 % проголосовавших высказалось за предоставление области самоуправления, однако властями Украины результаты референдума не были реализованы, что стало одной из причин противостояния русинских политических движений с официальными властями Украины на страницах местной прессы[119]:16.

После провала августовского путча 24 августа 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял постановление о провозглашении независимости Украины[63], вступившее в силу сразу после принятия, а также принял Акт провозглашения независимости Украины[120], который вступил в силу по результатам референдума 1 декабря этого же года, на котором за независимость проголосовало 90,32 % участников референдума. Первой независимость Украины признала Польша[121]. Некоторые украинские и российские исследователи считают, что данный референдум был проведён незаконно, так как на нём не был чётко задан вопрос о выходе Украины из состава СССР[122], а также были допущены другие нарушения Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года: в Крымской АССР не был проведён отдельный референдум по вопросу её пребывании в составе СССР или в выходящей союзной республике, как этого требовала статья 3 упомянутого закона[123][124][125].

Россия

12 июня 1990 года Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Декларация утвердила приоритет Конституции и Законов РСФСР над законодательными актами СССР. Среди принципов декларации были:

  • государственный суверенитет (п. 5), обеспечение каждому неотъемлемого права на достойную жизнь (п.4), признание общепризнанных норм международного права в области прав человека (п. 10);
  • нормы народовластия: признание носителем суверенитета и источником государственной власти многонационального народа России, его права на непосредственное осуществление государственной власти (п. 3), исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России; невозможность изменения территории РСФСР без волеизъявления народа, выраженного путём референдума;
  • принцип обеспечения за всеми гражданами, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениям и религиозными организациями равных правовых возможностей участвовать в управлении государственными и общественными делами;
  • разделение законодательной, исполнительной и судебной властей как важнейший принцип функционирования правового государства в РСФСР (п. 13);
  • развитие федерализма: существенное расширение прав всех регионов РСФСР.

Роль РСФСР в распаде Советского Союза

Попыткам Михаила Горбачёва сохранить СССР был нанесён серьёзный удар с избранием Бориса Ельцина 29 мая 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР. Это избрание прошло в упорной борьбе, с третьей попытки и с перевесом в три голоса над кандидатом от консервативной части Верховного Совета Иваном Полозковым.

Россия также входила в СССР как одна из союзных республик, представлявшая подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного потенциала. Центральные органы РСФСР также находились в Москве, как и общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению с органами власти СССР.

С избранием Бориса Ельцина главой этих органов власти, РСФСР взяла курс на провозглашение суверенитета в составе СССР, и на признание суверенитета остальных союзных и собственных автономных республик.

12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет российских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; «парад суверенитетов» усилился.

Кроме того, принятие Декларации положило начало явлению, получившему наименование «войны законов» между союзным «Центром» и РСФСР: российский парламент, ссылаясь на положения Декларации, принимал законодательные акты, не соответствующие или прямо противоречащие союзному законодательству, включая Конституцию СССР. К таковым, например, можно отнести Закон РСФСР от 14.07.1990 г. «О собственности на территории РСФСР», постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 09.08.1990 г. «О защите экономической основы суверенитета РСФСР», Закон РСФСР от 31.10.1990 г. «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», Закон РСФСР от 24.10.1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» и др. нормативные акты[126]. 15 декабря 1990 г. в Конституцию РСФСР вносятся изменения, согласно которым российские власти получили право приостанавливать на территории РСФСР действие союзных нормативных актов, «ущемляющих суверенные права РСФСР»[127].

12 января 1991 года Ельцин подписал договор с Эстонией об основах межгосударственных отношений, в котором РСФСР и Эстония признали друг друга суверенными государствами.

На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения поста Президента РСФСР и 12 июня 1991 года выиграл всенародные выборы на эту должность.

Провозглашение независимости в АССР и АО РСФСР

6 августа 1990 года глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин сделал в Уфе заявление: «мы говорим Верховному Совету, правительству Башкирии: вы возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить»[128][129], которое в СМИ стало известно как «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить»[130].

С августа по октябрь 1990 года происходит «парад суверенитетов» автономных республик и автономных областей РСФСР. Большинство автономных республик провозглашают себя советскими социалистическими республиками в составе РСФСР. 20 июля Верховный Совет Северо-Осетинской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Северо-Осетинской АССР[131]. Вслед за этим 9 августа была принята Декларация о государственном суверенитете Карельской АССР[132], 29 августа — Коми ССР[133], 20 сентября — Удмуртской Республики[134], 27 сентября — Якутской-Саха ССР[135], 8 октября — Бурятской ССР[136], 11 октября — Башкирской ССР-Башкортостан[137], 18 октября — Калмыцкой ССР[138], 22 октября — Марийская ССР[139], 24 октября — Чувашской ССР[140], 25 октября — Горно-Алтайской АССР[141].

Попытка отделения Татарстана

30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Татарской ССР. В декларации было объявлено, что Конституция и законы республики имеют верховенство над законами СССР и РСФСР[142]. В ходе массового обвала СССР и позже Татарстан с такой же формулировкой принял декларации и постановления об акте о независимости и вхождении в СНГ, провёл референдум, принял конституцию.

18 октября 1991 было принято Постановление Верховного Совета об акте о государственной независимости Татарстана.

Осенью 1991, при подготовке к подписанию 9 декабря 1991 Договора о создании ССГ как конфедеративного союза, Татарстан вновь объявил о желании самостоятельного вступления в ССГ.

26 декабря 1991, в связи с беловежским соглашением о прекращении существования СССР и об образовании СНГ, была принята Декларация о вхождении Татарстана в СНГ на правах учредителя[143].

В конце 1991 было принято решение и в начале 1992 введена в обращение эрзац-валюта (суррогатное платёжное средство) — Татарстанские купоны.

В феврале 1992 года татарскими властями было объявлено о проведении 21 марта этого же года референдума, на который ставился вопрос о том, что Татарстан суверенное государство и субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров.

13 марта 1992 года Конституционный Суд России признал не соответствующим Конституции РСФСР ряд положений Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, ограничивающие действие законов РСФСР на территории Татарстана, а также постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» в части формулировки вопроса, предусматривающей, что Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров[144]. Однако, референдум состоялся и на его вопрос положительно ответили 61,4 % проголосовавших[145].

Чечня

Летом 1990 года группа видных представителей чеченской интеллигенции выступила с инициативой проведения Чеченского национального съезда для обсуждения проблем возрождения национальной культуры, языка, традиций, исторической памяти[146]. В Грозном прошёл Чеченский национальный съезд, который избрал Исполнительный комитет во главе с председателем генерал-майором Джохаром Дудаевым[147]. 27 ноября Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР под давлением исполкома ЧНС и массовых акций принял Декларацию о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики[146]. 8-9 июня 1991 года прошла 2-я сессия Первого Чеченского национального съезда, которая объявила себя Общенациональным Конгрессом чеченского народа (ОКЧН). Сессия приняла решение о низложении Верховного Совета ЧИР и провозгласила Чеченскую Республику Нохчи-чо, а временным органом власти провозгласила Исполком ОКЧН во главе с Д. Дудаевым[146]. В июле 1991 г. второй съезд ОКЧН заявляет, что Чеченская Республика Нохчи-Чо не входит в состав СССР и РСФСР[147].

События в Москве 19-21 августа 1991 года стали катализатором политической обстановки в республике. 19 августа по инициативе Вайнахской демократической партии на центральной площади Грозного начался митинг в поддержку российского руководства, но после 21 августа он стал проходить под лозунгами отставки Верховного Совета вместе с его председателем за «пособничество путчистам», а также перевыборов парламента[148]. 1-2 сентября 3-я сессия ОКЧН объявила Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики низложенным и передала всю власть на территории Чечни Исполкому ОКЧН[146]. 4 сентября произошёл захват грозненского телецентра и Дома радио. Председатель Грозненского исполкома Джохар Дудаев зачитал обращение, в котором назвал руководство республики «преступниками, взяточниками, казнокрадами» и объявил, что с «5 сентября до проведения демократических выборов власть в республике переходит в руки исполкома и других общедемократических организаций». В ответ Верховный Совет объявил с 00 часов 5 сентября до 10 сентября чрезвычайное положение в Грозном, но через шесть часов Президиум Верховного Совета отменил чрезвычайное положение[148]. 6 сентября председатель Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР Доку Завгаев ушёл в отставку. Спустя несколько дней 15 сентября состоялась последняя сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики, на которой было принято решение о самороспуске[146]. В качестве переходного органа был образован Временный высший совет (ВВС), состоящий из 32 депутатов[149].

К началу октября между сторонниками Исполкома ОКЧН во главе с её председателем Хусейном Ахмадовым и его противниками во главе с Ю. Черновым возник конфликт. 5 октября семеро из девяти членов ВВС приняли решение о смещении Ахмадова, но в тот же день Национальная гвардия захватила здание Дома профсоюзов, в котором заседал ВВС, и здание республиканского КГБ[146]. Затем они арестовали прокурора республики Александра Пушкина[149]. На следующий день Исполком ОКЧН «за подрывную и провокационную деятельность» объявил о роспуске ВВС, возложив на себя функции «революционного комитета на переходный период со всей полнотой власти»[146].

Белоруссия

В июне 1988 года был официально учреждён Белорусский народный фронт «Возрождение». Среди учредителей были представители интеллигенции, в том числе писатель Василь Быков.

Оргкомитетом БНФ 19 февраля 1989 года был проведён первый санкционированный митинг с требованием отмены однопартийной системы, собравший 40 тысяч человек. Митинг БНФ против якобы недемократического характера выборов 1990 года собрал 100 тысяч человек.

По итогам выборов в Верховный Совет БССР Белорусскому народному фронту удалось сформировать фракцию из 37 человек в парламенте республики.

Фракция БНФ стала центром объединения продемократических сил в парламенте. Фракция инициировала принятие декларации о государственном суверенитете БССР, предлагала программу широкомасштабных либеральных реформ в экономике. Действия БНФ пользовались поддержкой общереспубликанских независимых профсоюзов, решающие голосования сопровождались многочисленными демонстрациями в поддержку БНФ на Площади Ленина, перед зданием парламента Белоруссии.

В отличие от прибалтийских республик и Украины, партийная элита Белоруссии в основном оставалась лояльной в отношении центральной советской власти и противилась требованиям Белорусского народного фронта по преданию Декларации о суверенитете силы конституционного закона, созданию институтов государственной власти, собственной армии, валюты и пр.

Тем не менее, после Августовского путча БНФ удалось убедить коммунистическое большинство придать Декларации силу конституционного закона, принять новую государственную символику и начать строить институты суверенного государства.

Политические события марта—декабря 1991 года

Референдум «о сохранении СССР в обновлённом виде»

Основная статья: Всесоюзный референдум о сохранении СССРКарикатура Виталия Пескова
Основная статья: Всесоюзный референдум о сохранении СССРКарикатура Виталия Пескова

В марте 1991 года состоялся референдум, на который был вынесен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». «За» проголосовало 77,85 % от числа принявших участие в референдуме.

В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии, голосования населения не состоялась) за исключением некоторых территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье), но в другое время проводились референдумы о независимости самой республики.

На основе концепции референдума с учётом его результатов предполагалось заключение 20 августа 1991 года нового союза — Союза суверенных государств (ССГ) как мягкой федерации.

ГКЧП

Основные статьи: ГКЧП и Августовский путч

Ряд государственных и партийных деятелей предприняли попытку сохранения единства страны, известную также как «августовский путч».

19 августа 1991 года группа политиков из окружения Горбачёва объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Они потребовали от находившегося на отдыхе в Крыму президента введения в стране чрезвычайного положения или временной передачи власти вице-президенту Геннадию Янаеву. Только две союзные республики — Азербайджанская и Белорусская ССР поддержали ГКЧП[150][151], другие республики — Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР и Эстонская ССР отвергли акты ГКЧП[150].

После объявления о создании ГКЧП и изоляции Горбачёва в Крыму, Ельцин возглавил противодействие ГКЧП и превратил Дом Советов России в центр сопротивления. Уже в первый день событий Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. 23 августа Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КП РСФСР[152], а 6 ноября — о прекращении деятельности КПСС.

Поражение и самороспуск ГКЧП фактически привёл к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.

Незамедлительно, в сентябре 1991, западными странами была массово признана независимость прибалтийских республик (которая ими была объявлена ещё весной 1990-го).

2 октября 1991 на аэродроме Юбилейный (Байконур) прошла встреча руководителей 12 республик СССР (не присутствовали лидеры Латвии, Литвы и Эстонии).

18 октября 1991 года в Кремле был заключён Договор об Экономическом сообществе, преамбула которого начиналась словами: «Независимые государства, являющиеся и бывшие субъектами Союза Советских Социалистических Республик, безотносительно к их нынешнему статусу…»[153], что означало фактическое признание независимости республик, которые ранее объявили о выходе из Союза[154]. Его подписали лидеры восьми республик (Белорусская ССР, Казахская ССР, РСФСР, Туркменская ССР и объявившие о выходе из СССР Армения, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан), а также М. С. Горбачёв как президент СССР. Участниками договора признавались свобода выхода из сообщества, частная собственность, свобода предпринимательства и конкуренция. Договором разрешалось введение национальных валют; предполагалось разделение золотого запаса СССР, его алмазного и валютного фондов[155].

26 октября в Туркмении прошёл референдум, на котором 93 % жителей республики высказались за независимость.

28 октября 1991 на пост Председателя Верховного Совета РСФСР избран Р. И. Хасбулатов.

6 ноября 1991 указом Президента РСФСР Б. Ельцина деятельность КПСС и её республиканской организации — Коммунистической партии РСФСР на территории РСФСР была прекращена[156] (Спустя год Конституционный суд РФ признал конституционным запрет руководящих структур КПСС и КП РСФСР, но не первичных территориальных организаций партии, «постольку, поскольку эти организации сохраняли свой общественный характер и не подменяли государственные структуры», а также при их организационном оформлении с соблюдением требований законодательства РФ[157]). В этот же день премьер-министры Молдавии и Украины В. Муравский и В. Фокин подписал в Москве Договор об Экономическом сообществе[158].

14 ноября 1991 семью республиками из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации[159].

Референдум на Украине, проведённый 1 декабря 1991 года, на котором сторонники независимости победили даже в Крыму, сделал, по мнению некоторых политиков, в частности, Б. Н. Ельцина, сохранение СССР в каком бы то ни было виде окончательно невозможным. Некоторые украинские и российские исследователи считают, что данный референдум был проведён незаконно, так как на нём не был чётко задан вопрос о выходе Украины из состава СССР[122], а также были допущены другие нарушения Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года: в Крымской АССР не был проведён отдельный референдум по вопросу о её пребывании в составе СССР или в выходящей союзной республике, как этого требовала статья 3 закона о выходе союзной республики из СССР[123][124][125].

Подписание Беловежских соглашений

Основная статья: Беловежские соглашения

8 декабря 1991 года главы трёх из четырёх республик, основателей СССР[160], — Белоруссии, России и Украины, — в Беловежской пуще (село Вискули[161], Белоруссия), констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)[162]. Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. По выражению Б. Н. Ельцина, Беловежское соглашение не распускало СССР, а лишь констатировало его фактический к тому моменту распад[163].

10 декабря Верховный Совет Украины c оговорками ратифицировал соглашение о создании СНГ[164]. За ратификацию проголосовало 295 депутатов, 10 проголосовали против и 7 воздержались[165]. Сразу после этого состоялся телефонный разговор Кравчука с Шушкевичем, который в этот момент вёл заседание Верховного Совета Белорусии[165]. После окончания этого разговора белорусские депутаты поставили соглашение на голосование. За ратификацию[166] проголосовало 263 депутата, 1 проголосовал против и 2 воздержались[165].

В тот же день народные депутаты СССР Александр Оболенский и Владимир Самарин начали сбор подписей среди своих коллег за созыв чрезвычайного VI Съезда народных депутатов СССР[167]. Под обращением к Президенту СССР и Верховному Совету СССР с предложением созвать Съезд подписалось 397 депутатов[168].

11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Полный текст заявления в печати не был опубликован[169]. Заявление содержало следующий вывод: «Любые республики не могут принимать на себя решение вопросов, касающихся прав и интересов других республик. С этой точки зрения содержащаяся в Соглашении констатация того, что „Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование…“ не имеет юридической силы»[170]. Позиция ККН основывалась также на том, что «в соответствии с Союзным договором 1922 года Белоруссия, РСФСР и Украина, являясь одними из учредителей СССР, вместе с тем никакого особого статуса и каких-либо дополнительных прав по сравнению с остальными союзными республиками не имели. С того времени в конституционном законодательстве СССР стал действовать принцип равноправия союзных республик. Следовательно, Белоруссия, РСФСР и Украина были неправомочны решать вопросы, касающиеся прав и интересов всех республик, входящих в Советский Союз»[171]. Практических последствий это заявление не имело.

12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством спикера парламента Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежское соглашение[172], а также принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года[173] (ряд юристов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1924 году с принятием первой конституции СССР[165][174][175][176]) и об отзыве российских депутатов из сформированного в октябре нового Верховного совета СССР. Вследствие отзыва депутатов от РСФСР и Белорусской ССР, Совет Союза лишился кворума. Ряд членов российского парламента отмечали, что, согласно ст. 104 действовавшей на тот момент Конституции РСФСР для ратификации соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влекло за собой изменения российской конституции[163][177]. Формально Россия[178] и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования[179][180]. Кроме того, Россия является государством-продолжателем СССР[178].

13 декабря президент СССР Михаил Горбачёв свои указом утвердил новый текст воинской присяги, в которой не было упоминания об СССР[154][181][182].

16 декабря Президиум Верховного Совета РСФСР постановил передать в ведение российского парламента все здания и сооружения, ранее принадлежавшие Верховному Совету СССР (в том числе жилые), лечебно-оздоровительные, медицинские организации и другие учреждения с их недвижимым и движимым имуществом, денежные средства в рублях и иностранной валюте, помещённые в банках, страховых, акционерных обществах, совместных предприятиях и иных учреждениях и организациях[183].

17 декабря председатель Совета Союза К. Д. Лубенченко констатировал отсутствие кворума на заседании[184]. Члены Совета Союза провели собрание народных депутатов СССР. Собрание приняло заявление в связи с подписанием Беловежского соглашения и ратификацией его Верховными Советами России, Белоруссии и Украины, в котором отметило, что считает принятые решения о ликвидации общегосударственных органов власти и управления незаконными и не отвечающими сложившейся ситуации и жизненным интересам народов и заявило, что в случае дальнейшего осложнения обстановки в стране оставляет за собой право созыва в будущем Съезда народных депутатов СССР[185].

18 декабря Совет Республик принял заявление, согласно которому он «воспринимает с пониманием Соглашение Республики Беларусь, РСФСР и Украины о создании Содружества Независимых Государств и считает его реальной гарантией выхода из острейшего политического и экономического кризиса». Также в данном заявлении отмечалось, что «недопустимы антиконституционные действия по отношению к Верховному Совету СССР и Президенту СССР»[186].

19 декабря, в связи с ратификацией соглашения о создании СНГ, президент РСФСР Борис Ельцин подписал постановления российского правительства о прекращении деятельности Межреспубликанской службы безопасности и МВД СССР на территории Российской Федерации[187][188].

21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, были подписаны Алма-Атинская декларация и протокол к беловежскому соглашению о создании СНГ[189]. На следующий день после подписания в Алма-Ате главами 11 союзных республик протокола к беловежскому соглашению, в Москве у ВДНХ состоялся многотысячный митинг «Марш голодных очередей». Участники этого митинга выступали за сохранение СССР[190][191][192].

СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только осенью 1993 года и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).

Завершение распада и ликвидация властных структур СССР

Органы власти СССР как субъекта международного права прекратили существование 25—26 декабря 1991 года. Россия объявила себя правопреемником[193] и государством-продолжателем СССР.

По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 млрд $, а активы — в 110,1 млрд $. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. В Соглашении государств СНГ о собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 30 декабря 1991 года предусматривалось, что каждое из государств-участников СНГ получает справедливую долю в собственности СССР за рубежом, размеры долей были определены Соглашением о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 6 июля 1992 года. Впоследствии, однако, на двусторонней основе Россия договорилась с государствами-участниками СНГ, за исключением Украины, о принятии их долей внешнего долга бывшего СССР и долей в активах бывшего СССР за границей.

23 декабря Верховный Совет Казахской ССР ратифицировал Беловежское соглашение вместе с Алма-атинским протоколом[194]. Упоминания о том, что Казахстан является союзной республикой СССР, оставались в Конституции Казахской ССР 1978 года (Глава 7. Казахская ССР — Союзная Республика в составе СССР, ст. 68-75) вплоть до 28 января 1993 года, когда была принята и вступила в силу Конституция Республики Казахстан[195][196][197][198].

25 декабря Президент СССР М. С. Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР в связи с образованием СНГ, подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием президенту России Б. Н. Ельцину. В тот же день соглашение о создании СНГ было ратифицировано Верховным Советом Таджикистана[199].

26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум, — Совета Республик (образованного Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-I, но не предусмотренного Конституцией СССР), — из которого на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством народного депутата Казахской ССР А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ (ошибочно в ней указав, что высший государственный орган Российской Федерации — Съезд народных депутатов ратифицировал соглашение о создании СНГ[200]), а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР со 2 января 1992 года № 143-Н, постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко № 144-Н и его первого заместителя В. Н. Куликова № 145-Н).

28 декабря 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление, где говорилось, что Верховный Суд СССР, Высший Арбитражный Суд СССР и Прокуратура СССР упраздняются со 2 января 1992 года[201].

26 декабря 1991 года считается днём прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения и организации СССР (например, Контрольная палата[202], Госбанк[203], Министерство обороны[204], Госстандарт СССР[205], Министерство гражданской авиации[206], Комитет по охране государственной границы[207]) ещё продолжали функционировать в течение 1992 года, а Комитет конституционного надзора СССР[208] и Межреспубликанский экономический комитет СССР вообще не были официально распущены.

4 января 1992 года Верховный Совет Республики Узбекистан ратифицировал соглашение о создании СНГ и протокол к нему[209].

6 марта 1992 года Верховный Совет Республики Кыргызстан ратифицировал Алма-атинский протокол к Беловежскому соглашению[210]. Также была ратифицирована Алма-Атинская декларация о целях и принципах СНГ[211], где тоже говорилось о прекращении существования СССР.

Между тем, некоторые народные депутаты распавшегося СССР в годовщину всесоюзного референдума — 17 марта 1992 года — попытались созвать в подмосковном совхозе Вороново VI Съезд народных депутатов СССР[212][213], но съезд не состоялся из-за отсутствия кворума, поскольку собралось всего около 200 человек[214][215][216]. Президиум Верховного Совета РСФСР признал попытки возобновления деятельности любых органов распавшегося СССР на территории Российской Федерации посягательством на государственный суверенитет России и несовместимыми со статусом Российской Федерации как независимого государства[213].

В апреле 1992 года Vl съезд народных депутатов России трижды отказался ратифицировать соглашение и исключить из текста Конституции РСФСР упоминание о Конституции и законах СССР[217], что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным и в дальнейшем привело к разгону Съезда в октябре 1993 года[218][219][220]. Конституция СССР и законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4 и 102 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР) 1978 года[221] вплоть до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР.

19 июня 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал закон о полном исключении упоминаний об СССР из Конституции Украины 1978 года[222].

В сентябре 1992 года группа народных депутатов Российской Федерации во главе с Сергеем Бабуриным направила в Конституционный суд Российской Федерации ходатайство о проверке конституционности постановлений Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» и «О денонсации Договора об образовании СССР»[223][224]. Это обращение так и не было рассмотрено[225] из-за событий сентября—октября 1993 года[224] (накануне этих событий суд готовился к рассмотрению этого ходатайства[226]).

После распада СССР Россия и «ближнее зарубежье» составляют т. н. постсоветское пространство.

Последствия в краткосрочной перспективе

Преобразования в России

Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:

Межнациональные конфликты

В последние годы существования СССР на его территории разгорелся ряд межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:

По данным Владимира Мукомеля, число погибших в межнациональных конфликтах в 1988-96 годах составляет около 100 тыс. человек. Число беженцев в результате этих конфликтов составило не менее 5 млн человек[227].

Распад рублёвой зоны

Основная статья: Рублёвая зонаУкраинский купоно-карбованец, 1992—1996 годыУкраинские купоно-карбованцы, 1992—1996 годыУкраинские купоно-карбованцы, 1992—1996 годы
Основная статья: Рублёвая зонаУкраинский купоно-карбованец, 1992—1996 годыУкраинские купоно-карбованцы, 1992—1996 годыУкраинские купоно-карбованцы, 1992—1996 годы

Стремление отгородиться от советской экономики, вступившей с 1989 года в фазу острого кризиса, подтолкнуло бывшие советские республики к введению национальных валют. Хотя советский рубль сохранял хождение на территории большинства постсоветских республик (в некоторых — параллельно с местными валютами и их суррогатами), однако гиперинфляция (за 1992 год цены увеличились в 24 раза, в последующие несколько лет — в среднем в 10 раз за год) практически полностью уничтожила его, что послужило поводом для замены на территории РФ советского рубля на российский в 1993 году. 26 июля — 7 августа 1993 года в России была проведена конфискационная денежная реформа, в ходе которой из денежного обращения России были изъяты казначейские билеты Госбанка СССР. Реформа также решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте.

В течение 1992—1993 годов практически все союзные республики ввели собственные валюты. Исключением является Таджикистан (российский рубль сохранил хождение до 1995 года), непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ввела приднестровский рубль в 1994 году), частично признанные Абхазия и Южная Осетия (сохранялось хождение российского рубля).

В ряде случаев национальные валюты произошли от введённой в последние годы существования СССР талонной системы путём превращения одноразовых талонов в постоянную валюту (Украина, Белоруссия, Литва, Грузия и др.).

Советский рубль имел наименования на 15 языках — языках всех союзных республик. Для некоторых из них названия национальных валют первоначально совпадали с национальными названиями советского рубля (карбованец, манат, рубель, сом и др.)

Раздел Вооружённых Сил СССР

Основная статья: Раздел Вооружённых сил СССР

В ходе событий 1991 года наряду с «парадом суверенитетов» бывших советских республик начал проводиться в жизнь принцип «новым независимым государствам — собственные вооружённые формирования»[228].

Подписанию в Беловежской пуще Соглашения о Содружестве Независимых Государств предшествовало совещание в союзном министерстве обороны, на котором министры обороны суверенных государств, ещё входивших в состав СССР, договорились о долевом участии в формировании военного бюджета страны[228].

Участники встречи в Алма-Ате 21 декабря фактически лишили Горбачева полномочий Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР, поручив командование Вооружёнными Силами министру оборону СССР маршалу авиации Евгению Шапошникову[229].

30 декабря 1991 года в Минске состоялась встреча глав государств СНГ, в ходе которой страны — участницы СНГ подписали ряд документов по военным вопросам, в соответствии с которыми Министерство обороны СССР подлежало ликвидации, а вместо него создавалось Главное командование Объединённых Вооружённых сил СНГ. Государства СНГ получили право создавать собственные вооружённые силы на базе частей и подразделений Вооружённых Сил СССР, которые дислоцировались на территории этих государств, за исключением тех из них, которые признавались «стратегическими силами» и должны были остаться под объединённым командованием СНГ. Дальнейшие события, однако, показали, что у руководителей, подписавших пакет военных документов, не было единого представления ни о том, что входит в понимание «стратегические силы», ни о том, каков должен быть статус и условия размещения этих сил на территории новых государств[228].

Примерно с конца января 1992 года Министерство обороны СССР стало фактически называть себя главным командованием Вооружённых Сил СНГ[230]. Лишь 14 февраля 1992 года Совет глав государств СНГ официально назначил Шапошникова Главнокомандующим Объединёнными Вооружёнными Силами (ОВС) СНГ[231]. И только лишь 20 марта того же года на базе Министерства обороны СССР официально создано Главное командование (Главкомат) ОВС СНГ[204][232].

В течение первых месяцев существования СНГ лидеры основных союзных республик обсуждали вопрос о формировании единых вооружённых сил СНГ, однако этот процесс развития не получил. До мая 1992 года после отставки Михаила Горбачёва т. н. ядерный чемоданчик находился у главкома ОВС СНГ Евгения Шапошникова[233].

Первое военное ведомство появилось в РСФСР в соответствии с законом «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» от 14 июля 1990 года, и носило название «Государственный комитет РСФСР по общественной безопасности и взаимодействию с Министерством обороны СССР и КГБ СССР». В 1991 году несколько раз переименован.

Должность министра обороны РСФСР временно учреждена 19 августа 1991 года из-за выступления ГКЧП и её занял и. о. председателя Госкомитета РСФСР по оборонным вопросам Константин Кобец. 9 сентября 1991 года должность упразднена. Также власти РСФСР предпринимали во время путча 1991 года попытки учреждения Российской гвардии[234], формирование которой было поручено президентом Ельциным вице-президенту Руцкому. В ряде городов, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, начался приём добровольцев; в Москве этот набор был прекращён 27 сентября 1991 года, к этому времени в предполагаемую Московскую бригаду национальной гвардии РСФСР было отобрано около 3 тыс. чел. Был подготовлен проект соответствующего указа Президента РСФСР, однако он так и не был подписан, и формирование национальной гвардии было прекращено.

6 ноября 1991 года указом Президента РСФСР № 172 была утверждена структура правительства, в которой предусматривалось существование министерства обороны РСФСР[235]. Постановлением Правительства РСФСР № 3 от 13 ноября 1991 года Государственный комитет РСФСР по оборонным вопросам временно включен в структуру Правительства РСФСР, до образования республиканского Министерства обороны.

16 марта 1992 года на базе Министерства обороны СССР было создано Министерство обороны Российской Федерации. С этого момента и до 18 мая 1992 года Борис Ельцин был и. о. министра обороны РФ[236].

Вооружённые Силы Российской Федерации образованы указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооружённых Сил Российской Федерации»[237]. Под юрисдикцию РФ переходили воинские части, учреждения и организации Вооруженных Сил бывшего СССР, дислоцировавшиеся на территории РСФСР/Российской Федерации, а также группировки войск и сил флота за пределами России (Список российских военных объектов за рубежом): 8 военных округов (Ленинградский, Московский, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Забайкальский и Дальневосточный), большая часть группировки бывших советских войск в Восточной Европе, группы советских военных специалистов в странах Азии, Африки и Латинской Америки, а также 14-я гвардейская общевойсковая армия, дислоцированная в Молдавии (Приднестровье), части и соединения бывших Прибалтийского (преобразован в Северо-Западную группу войск) и Закавказского (преобразован в Группу российских войск в Закавказье) военных округов, пограничные соединения бывшего Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР (на его базе создана Группа Пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан).

7 мая 1992 года Борис Ельцин, ссылаясь на Конституцию, объявил о вступлении в должность Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации[238], хотя действовавшая на тот момент редакция Конституции РСФСР не предусматривала данной должности[239]. 24 сентября 1992 года Верховный Совет РФ принял закон «Об обороне», статья 5 которого предусматривала статус президента страны как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации[240], а 9 декабря 1992 года Съезд народных депутатов России внёс соответствующее изменение в Конституцию Российской Федерации, которое вступило в силу 12 января 1993 года[241].

23 мая 1992 года в соответствии с указом о создании Вооружённых Сил РФ министр обороны Павел Грачёв издал соответствующий приказ № 16[242].

1 января 1993 года вместо устава Вооружённых сил СССР вступили в действие временные общевоинские уставы Вооружённых сил Российской Федерации[243]. 15 декабря 1993 принят Устав Вооружённых сил РФ[244].

С первых дней своего существования российские войска оказались втянуты в ряд вооружённых конфликтов на просторах бывшего СССР:

Европейская часть СССР

Три советские республики, географически полностью находящееся в Восточной Европе (Белоруссия, Молдавия и Украина) взяли курс на строительство собственных национальных вооружённых сил на основе частей и соединений Советской Армии, дислоцированных на их территориях.

К моменту распада СССР на территории Белорусской ССР располагался Белорусский военный округ численностью до 180 тыс. военнослужащих. В мае 1992 года округ был упразднён, 1 января 1993 года всем военнослужащим предложено присягнуть Республике Беларусь либо уволиться. Ядерное оружие вывезено на территорию Российской Федерации.

На сегодняшний день Вооружённые Силы Республики Беларусь (белор. Узброеныя сілы Рэспублікі Беларусь) насчитывают до 69 тыс. чел. Формируются по призыву.

При распаде СССР в Молдавской ССР были размещены войска и силы Одесского военного округа, основу которых составляли формирования 14-й гвардейской армии (управление армии в г. Тирасполь), дислоцировавшиеся как на территории Молдавии, так и на территории Украины. Кроме частей 14-й армии на территории Молдавии дислоцировались части окружного подчинения.

В связи с обострением Приднестровского конфликта, который с марта 1992 года перешёл в боевые действия, в процесс раздела войск 14-й армии вмешалась Российская Федерация, которая вывела под свою юрисдикцию все формирования 14-й армии, находившиеся восточнее реки Днестр (управление армии, отдельные части при нём и 59-я гвардейская мотострелковая дивизия). В результате Республика Молдова получила из войск и сил Одесского военного округа только те формирования, что находились на её территории западнее Днестра (вне самопровозглашённой Приднестровской Молдавской Республики).

В настоящее время Вооружённые Силы Республики Молдова (рум. Forţele Armate ale Republicii Moldova) насчитывают до 65 тыс. человек. Формируются по призыву и контракту. Параллельно, на левом берегу Днестра расположена Оперативная группа российских войск, которая является прямой наследницей 14-й армии и выполняет миротворческую миссию в регионе. В свою очередь, непризнанная ПМР имеет собственные вооружённые силы численностью до 5500 человек, которые формируются по призыву и контракту.

На момент распада СССР на территории Украинской ССР находились три военных округа (Киевский, Одесский и Прикарпатский), в их состав входили многочисленные соединения Сухопутных Войск, одна ракетная армия, четыре воздушных армии, армия ПВО и Черноморский Флот. 24 августа 1991 года Украина согласно «Акту о провозглашении независимости» и результатам всеукраинского референдума начала создавать суверенное независимое государство. В соответствии с постановлением Верховного Совета Украины «О воинских формированиях на Украине» все воинские формирования, дислоцированные на её территории, были формально подчинены Верховному Совету Украины[228].

На время провозглашения Украиной независимости численность войск на Украине насчитывала около 700 000 человек. С 24 августа 1991 года под юрисдикцию Украины перешли: 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии (около 1100 боевых самолётов) и отдельная армия ПВО.

На территории Украины дислоцировались 1 272 межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками, насчитывались также большие запасы обогащённого урана[источник не указан 272 дня]. Стратегические ядерные силы, дислоцированные на территории Украины, имели 176 межконтинентальных баллистических ракет, а также около 2600 единиц тактического ядерного оружия[источник не указан 272 дня]. В настоящее время ядерное оружие вывезено на территорию Российской Федерации.

6 декабря Верховный Совет Украины принял закон «О Вооружённых силах» и «Об обороне», официально провозгласив создание своих национальных вооружённых сил на базе объединений, соединений и частей ВС СССР, которые дислоцировались на её территории[228]. Характерными признаками того периода были одновременное формирование правовой основы деятельности вооружённых сил, реорганизация их структуры, создание соответствующих систем управления, обеспечения и других элементов, необходимых для их функционирования. Кроме того, становление Вооружённых Сил Украины сопровождалось значительным сокращением военных структур, численности личного состава, количества вооружений и военной техники.

В настоящее время Вооружённые Силы Украины (укр. Збройні сили України) насчитывают до 200 тыс. чел. Формируются по контракту и призыву.

Прибалтика

После распада СССР и подписания соответствующих договоров, вывод частей Советской (с 1992 года — Российской) Армии из этих стран был закончен в 1994 году. Часть вооружения и техники бывшего Прибалтийского военного округа послужили основой для создания собственных национальных армий Латвии, Литвы и Эстонии.

В Латвии сформированы Национальные вооружённые силы (латыш. Latvijas Nacionālie bruņotie spēki) численностью до 6 тыс. чел.

В Литве сформированы Вооружённые силы (лит. Lietuvós ginkluótosios pájėgos) численностью до 16 тыс. чел., формировавшихся на основе призыва (до 2009, с 2009 — на контрактной основе), а также добровольцев.

В Эстонии в период 1991—2001 годов в соответствии с решением Верховного Совета Эстонии от 3 сентября 1991 года сформированы Силы обороны (эст. Kaitsejõud, рус. Ка́йтсейыюд); формируются на основе призыва) численностью около 4500 чел. и добровольную военизированную организацию «Союз обороны» (эст. Kaitseliit, рус. Ка́йтселийт) численностью до 10 тыс. чел.

Закавказье

В 19891992 годах в условиях обострения внутриполитической обстановки в Закавказье (Карабахская война, грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты, Гражданская война в Грузии) был осуществлён частичный вывод войск Закавказского военного округа из районов вооружённых столкновений, значительно сокращён боевой и численный состав. Часть личного состава и вооружения округа стали основой для формирования собственных национальных армий независимых Азербайджана, Армении и Грузии.

Указом Президента РФ от 19 марта 1992 года № 260 Закавказский военный округ был временно взят под юрисдикцию Российской Федерации. В январе 1993 года округ преобразован в Группу российских войск в Закавказье, которая просуществовала до 2007 года.

Летом 1992 года Министерство Обороны Азербайджана выдвинуло ультиматум ряду частей и соединений Советской Армии, дислоцированных на территории республики, передать вооружение и военную технику новым властям во исполнение указа президента Азербайджана. В результате к концу 1992 года Азербайджан получил достаточно техники и оружия, чтобы сформировать четыре мотопехотные дивизии.

Формирование Национальной Армии Азербайджанской Республики (азерб. Azərbaycan Milli Ordusu) проходило в условиях Карабахской войны с Арменией, в которой Азербайджан потерпел поражение.

Формирование Вооружённых Сил Республики Армения (арм. Հայաստանի Հանրապետության զինված ուժեր — Хайастани Ханрапетут’ыан Зинвац Ужер) началось с января 1992 года, когда уже вовсю полыхала Карабахская война с Азербайджаном, по результатам которой Армения одержала победу.

В связи с тем, что на момент распада СССР на территории Армении не оказалось ни одного военного училища, офицеры национальной армии обучаются в России[245].

Первые национальные вооружённые формирования существуют в Грузии уже на момент распада СССР (Национальная Гвардия, основанная 20 декабря 1990 года, также военизированные формирования Мхедриони). Источником оружия для разнообразных формирований становятся части и соединения распадающейся Советской Армии. В дальнейшем формирование грузинской армии происходит в обстановке резкого обострения грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов, а также вооружённых столкновений между сторонниками и противниками первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа.

На 2019 год численность Вооружённых Сил Грузии (груз. საქართველოს შეიარაღებული ძალები — Сакартвелос Шеиарагебули Дзалеби) доходит до 37 тыс. чел.

Центральная Азия

Во всех центральноазиатских республиках бывшего СССР также проходило создание национальных вооружённых сил на основе частей и соединений Советской Армии, дислоцированных на их территориях, а именно — Туркестанского и Среднеазиатского военных округов. Тем не менее в некоторых республиках Средней Азии создание собственных военизированных формирований проходило в условиях кризиса власти, а в ряде случаев — и вооружённых конфликтов (Гражданская война в Таджикистане). Почти весь периметр Государственной границы бывшего СССР с Ираном, Афганистаном и Китаем с 1991-го до начала 2000-х годов охраняли российские пограничники, позже произошёл процесс официальной передачи внешней границы СНГ пограничным ведомствам соответствующих независимых республик.

Первоначально правительство объявляет о намерении сформировать небольшую Национальную гвардию численностью до 20 тыс. чел., возложив основные задачи по обороне Казахстана на Вооружённые Силы СНГ. Однако уже 7 мая 1992 года президент Казахстана издал указ о формировании национальных вооруженных сил.

В настоящее время в Вооружённых Силах Республики Казахстан (каз. Қазақстан Республикасының Карулы Күштері) насчитывается до 74 тыс. чел. в регулярных войсках, и до 34,5 тыс. чел. в военизированных формированиях. Ядерное оружие вывезено на территорию Российской Федерации. Армия формируется по призыву, срок службы — 1 год.

Вооружённые Силы Киргизской Республики (кирг. Кыргыз Республикасынын Куралдуу Күчтөрү) образованы 29 мая 1992 г., когда указом президента республики Аскара Акаева под её юрисдикцию были взяты соединения и части Советской Армии, дислоцировавшиеся на территории Киргизской ССР.

Из сухопутных войск под юрисдикцию Киргизии отошли все формирования Туркестанского военного округа, находившиеся на момент распада на её территории. Основу советского наследия составили части окружного подчинения и неполный 17-й армейский корпус, части которого остались на территории Казахстана и Таджикистана.

Из всех стран-участников СНГ при разделе частей бывших советских вооружённых сил Таджикистан оказался самым обделённым.

Из-за набиравшей обороты гражданской войны власти республики были не в состоянии как приступить к военному строительству, так и удержать контроль над государством. Фактически Вооружённые Силы Республики Таджикистан (тадж. Қувваҳои Мусаллаҳи Ҷумҳурии Тоҷикистон) начали создаваться не на базе частей и соединений бывшей Советской Армии, а на основе незаконных вооружённых формирований, создаваемых полевыми командирами, которые противостояли группировкам радикальных исламистов.

В 1992 году для передачи под таджикскую юрисдикцию подготавливалась 201-я мотострелковая дивизия, и другие части бывшей Советской Армии, дислоцированные на территории республики. Но ввиду отказа властей республики приступать к созданию собственных вооружённых сил все формирований бывших ВС СССР на таджикской территории вошли в состав Объединённых вооружённых сил СНГ. Личный состав 201-й мотострелковой дивизии с 1991 года был сокращён до минимального количества, необходимого только для охраны боевой техники. Российское военное руководство склонялось к принятию решения о полном выводе личного состава с передачей боевой техники таджикской стороне. Руководство Узбекистана категорически воспротивилось передаче вооружения, считая, что оно попадёт в руки вооружённой оппозиции. В результате захвата 25 сентября 1992 года офицерами 191-го мотострелкового полка нескольких танков полка, власти Узбекистана заявили о принятии решительных мер по установлению контроля над бывшими частями Советской Армии на территории Таджикистана с целью недопущения «растаскивания вооружения». Через двое суток, 27 сентября, подразделения 15-й отдельной бригады специального назначения Узбекистана взяли под свой контроль военный городок 191-го мотострелкового полка в Курган-Тюбе. Узбекистан потребовал от России пересмотра подхода к дальнейшей судьбе 201-й мотострелковой дивизии. В результате 28 сентября в Таджикистан были переброшены подразделения сил специального назначения России с целью недопущения захвата вооружения отрядами исламистов и усиления личного состава 201-й дивизии. Помимо этого, Узбекистан ввёл в Таджикистан свои войска и приступил к формированию вооружённых отрядов Народного Фронта Таджикистана.

В 1993 году в Таджикистане было начато полноценное строительство вооружённых сил, в котором большое участие приняли власти Узбекистана, включая вопросы по поставке вооружений и боеприпасов и организационной работы по созданию формирований. Со спадом гражданской войны и нормализацией ситуации в республике некоторые военные объекты поэтапно были переданы из юрисдикции Узбекистана и России таджикской стороне. С 1998 по ноябрь 2004 года Пограничной службе Республики Таджикистан была поэтапно передана под охрану граница с Афганистаном и Китаем со всеми военными объектами, ранее принадлежавшими Пограничной службе Российской Федерации. В 2004 году на базе 201-й дивизии была образована 201-я российская военная база, пребывание российских войск в Таджикистане продлено до 2042 года.

В наши дни Вооружённые Силы Таджикистана насчитывают около 16 тыс. человек. Комплектуется смешанным способом по контракту и призыву. Срок службы по призыву составляет два года, для окончивших высшее учебное заведение — один год.

При разделе кораблей и катеров Каспийской флотилии ВМФ СССР Туркмения отказалась от своей доли (25 % плавсредств) в пользу России.

Из частей центрального подчинения Туркмении отошёл только 152-й отдельный десантно-штурмовой батальон, созданный на базе 56-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады. 56-я бригада подчинялась Командованию ВДВ и дислоцировалась в г. Иолотань до октября 1992 года.

Ныне Вооруженные силы Туркменистана (туркм. Türkmenistanyň Ýaragly Güýçleri) насчитывают около 36 тысяч человек .

В состав Вооружённых сил Республики Узбекистан (узб. Ўзбекистон Қуролли Кучлари, O‘zbekiston Qurolli Kuchlari) из сухопутных войск вошли все формирования окружного подчинения Туркестанского военного округа, которые дислоцировались на территории Узбекской ССР. От Войск ПВО СССР Узбекистану достались некоторые части от 12-й отдельной армии ПВО. От ВВС СССР Узбекистан унаследовал 8 авиационных полков. Из войск центрального подчинения Узбекистану отошло управление создаваемой заново 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, дивизионный комплект частей и 387-й отдельный парашютно-десантный полк, которые были дислоцированы в г. Фергана. Узбекистану отошли также три высших военно-учебных заведения, расположенные в Ташкенте и Самарканде.

Численность Сухопутных войск Узбекистана сегодня составляет 40 тыс. человек.

Раздел Черноморского флота

Основная статья: Раздел Черноморского флота

С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот России и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота.

Несколько лет флот сохранял неопределённый статус и служил источником трений между двумя государствами. Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 году с его разделом между Россией и Украиной. 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.