Найти тему

Инструменты креативной разведки и разработки. Обзор книги Стива Роулинга “Я хочу больше идей”

Оглавление

Многие из нас постоянно сталкиваются с необходимостью поиска свежих решений в той или иной области. И все большее значение в нашей жизни приобретает умение творчески подходить к решению задач.

Рассмотрим преимущества творческого подхода:

  • нестандартное мышление дает конкурентное преимущество;
  • оригинальность побеждает привычку;
  • творчество помогает находить новые способы решения проблем;
  • вырабатывает толерантность к неопределенности.

В этой публикации я рассмотрю книгу Стива Роулинга “Я хочу больше идей”. "Эта книга – емкая инструкция для тех, кто хочет стимулировать свою творческую активность или, наоборот, взять под контроль фонтан идей и добиться большей эффективности в работе".

Раскрыть в себе креативную жилку может каждый из нас. В этом нам поможет богатый инструментарий, изложенный в книге Стива Роулинга. В статье я расскажу о техниках, которые мне показались наиболее интересными.

Прежде чем приступить к инструментам, давайте разберемся, какие же виды мышления участвуют в поиске, отборе и воплощении идей – это нам поможет лучше понять важность каждой стадии творческого процесса.

Виды мышления

-2

В процессе работы участвуют несколько типов мышления – дивергентное, латеральное, конвергентное мышление. Давайте узнаем, какую роль они принимают в творческом процессе.

Дивергентное мышление – это осознанная попытка найти наибольшее количество разнообразных идей.

В ходе процесса работы дивергентного мышления наша задача зафиксировать как можно больше идей, не давая им критическую оценку в процессе генерации. На этом этапе мы формируем свой “креативный фонд”. Если чувствуете стремление ухватиться за первую идею, произнесите вслух: “Да, что еще?”. На начальном этапе нас посещают предсказуемые мысли, поэтому так важно продолжать дальнейшие поиски оригинальных идей. Автор книги предлагает сделать упражнение, наглядно демонстрирующее этот принцип. Попробуйте за 60 секунд назвать все предметы оранжевого цвета, которые вы знаете. Выполнили? Скорей всего вы запишите наиболее очевидные предметы. Теперь повторите это упражнение еще раз. Проанализирует выполнение задания в первые 60 секунд и во вторые. Не останавливайтесь, продолжайте поиски.

Латерентное мышление представляет собой умение мыслить нелинейно, нестандартно. При таком типе мыслительной деятельности человек использует те подходы к решаемой задаче, которые логическое мышление обычно игнорирует. Разрушение моделей, поиск новых подходов, даже если кажется, что и старые отлично работают, — это и есть суть латерального мышления.

Конвергентное мышление. На этапе конвергентного мышления происходит отбор мыслей из “фонда идей”. Этому этапу необходимо уделить должное внимание. Некоторые идеи могут показаться фантастическими, но при должной проработке перспективными. Следует помнить, что большинство людей, столкнувшихся с неопределенностью, отдадут предпочтение безопасным решениям и проверенным методам. Но мы ищем новые решения, поэтому рассматриваем разные варианты.

Если вы работаете в команде, для любого успешного проекта вам потребуются мыслители и исполнители. Каждый из них предлагает свои способы решения проблем. Техники, описанные в этой книге, помогут мыслителям думать, а исполнителям – делать. А если вы работаете самостоятельно, то одновременно объединяете в себе и мыслителя, и исполнителя. В статье я буду рассматривать эффективные техники, которые подходят как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Что нужно сделать, прежде чем приступить к творческому поиску?

-3

1. Создайте комфортные условия для творческой работы.

2. Установите себе временные рамки для генерации идей, анализа и подведения итогов.

3. Придумайте себе творческие ритуалы.

4. Изучите статью и техники из книги Стива Роулинга “Я хочу больше идей”.

Помните!
Новаторство всегда связано с рисками. Если вы не готовы ошибаться, ничего нового не получится.
Оригинальное не равно предсказуемое. Принятие безопасных решений ведет нас по старому пути.
Чтобы идти по новой дороге, надо проработать план действий.

Часть 1. Техники, связанные с работой над целями

-4

Успех в любом деле начинается с постановки целей. Грамотная проработка целей укажет правильное направление для дальнейших действий.

Представьте мир, в котором вас нет

Эта техника заставит вас остановиться и задуматься о вашей творческой цели. Задайте себе вопрос: чего лишится мир, если не будет вашего проекта? Выясните, за что вас ценят и сделайте это частью своей миссии.

Используйте силу «почему?»

Техника была создана компанией «Toyota» для анализа ошибок, но мы можем использовать для того, чтобы понять, зачем нужен тот или иной проект. Сформулируйте свою цель и спросите «почему». Применяйте разнообразные вопросы. Почему это важно? Почему мне не все равно? Почему остальным должно быть не все равно? Задайте не менее 5 вопросов.

В чем проблема?

Сформулируйте проблему в виде открытого вопроса, чтобы она показалась разрешимой. «Что мы можем сделать, чтобы…?», «Как мы можем…?». Разбивайте проблему на несколько элементов, решайте их постепенно.

Рептилия, млекопитающее, менеджер

Наш мозг сформировался в результате эволюции. Первым сформировался рептильный мозг, который отвечает за страхи и желания. Наш мозг млекопитающих отвечает за поведенческие акты, статус и эмоции. Рациональный разум – за логику и разум. Объясняйте пользу проекта как на основании логики и разума, так и на основании эмоций. Меняйте формулировку своей цели под ту аудиторию, которой планируете представлять проект.

Четыре способа видеть

Эта техника позволят увидеть те проблемы и существующие рассогласования, ошибочные суждения которые могут в значительной мере повлиять на проект.

Задайте себе эти 4 вопроса, к каждому подготовьте ответы и пронализируйте каждый из них.

  1. Как вы видите себя?
  2. Как видете других?
  3. Как другие видят вас?
  4. Как другие видят себя?

Простота твита

Четко и убедительно опишите цель и важность своего проекта, ограничившись 140 словами. Правильно сформулированная цель указывает верное направление.

Часть 2. Техники, связанные поиском новых идей и крючков.

-5

Разберем техники, которые подходят для размеренной творческой работы.

Забавно…

Фиксируйте те озарения, которые возникают у вас в процессе работы над проектом. Слово «забавно» поможет обратить внимание на идею, которая в дальнейшем при должной проработке может оказаться весьма перспективной. Зафиксируйте свои предположения. Оправляйтесь на поиск неопровержимых фактов, которые либо укрепят вашу позицию, либо опровергнут.

Проколите пузырь фильтров

Ищите новые источники информации, материалы должны отличаться богатством и разнообразием. Используйте слабые связи (читайте не только блоги друзей и коллег). Уменьшите влияние поисковых алгоритмов. Если вы всегда ищете похожую информацию, то и ваше наполнение будет не будет отличаться богатством.

Зафиксируйте:

а) источники, которыми вы всегда пользуетесь;

б) источники, которыми вы редко пользуетесь;

в) найдите источники, о которых вы ничего не знаете.

Устанавливайте связи

Так же как в мозгу возникают новые нейтронные связи, инновации случаются, когда между собой начинают взаимодействовать новые люди. Такое творчество можно назвать комбинаторным. Новая идея порождается через необычную комбинацию (ассоциацию) известных идей. Важно находить повод для встреч и общения с новыми людьми.

Используйте противоречия

Когда мы встречаемся с противоречием, в нас возрастает тревога, поскольку нам свойственна реакция на то, что идет вразрез с личным представлением о «норме». Творческий человек может превратить противоречия в идеи. Когда мы в следующий раз столкнемся с противоречием, мы можем использовать эту ситуацию так: найти и заменить слабое предположение, стоящее за противоречием более убедительным, переписать существующую теорию или объяснение.

Экскурсии и запас новизны

Экскурсии пополняют ресурсы вашего «запаса новизны». Когда мы встречаем что-то вдохновляющее, мы сохраняем новые образы, обогащаем свой запас. Чем больше запас знаний, тем выше вероятность возникновения новых комбинаций, новый идей.

Хорошие идеи появляются из жизни. Необходимо понаблюдать за реальной жизнью. Какой опыт из реальной жизни может оказаться полезным для вас? Где вы могли бы найти проявление тех или иных вещей, которые могут быть связаны с вашим проектом? В реальной обстановке огромное количество подсказок, которые могут помочь увидеть проект по-новому, заметить ошибочные представления и заметить неудовлетворенные потребности.

Наблюдайте за людьми, записывайте все, что вас в них привлекает – слова, действия, все, что может навести вас на новые мысли, идеи.

Абстрагируйтесь от суеты. Делайте заметки. Записывайте свои мысли и все, что привлекает внимание. Делайте фото. Сделайте коллаж из фотографий, фраз, идей и повесьте на рабочем месте. Возвращайтесь к своим заметкам через некоторое время. Возможно вас посетят интересные идеи.

В чем моя мотивация? О внутренней мотивации

Исследователи рынка, детективы и писатели находят важнейшие подсказки, внимательно прислушиваясь к тому, что мы говорим, и пытаясь понять, о чем мы молчим.

Если ваш проект нацелен на людей — покупателей, лиц, принимающих решение, пользователей, — проведите некоторое время с этими людьми, находя подсказки в их жизни.

Самое важное - избегайте прямого «почему», желая получить ответ от других. Выявить реальные мотивы помогут некоторые советы. Самое важное - избегайте прямого «почему», желая получить ответ от других. ные мотивы помогут некоторые советы. Самое важное - избегайте прямого «почему», желая получить ответ от других.

Косвенный вопрос: попросите человека представить, что бы мог сказать о вашей идее/проекте.

Аналогия: попросите сравнить о вашу идею/проект с каким-то объектом (как машина – качественная, прогрессивная, быстрая).

Словесная ассоциация: попросите назвать слова, с которыми ассоциируется о ваша идея/проект.

Сценарий будущего: попросите представить будущее вашей идеи/проекта.

Ролевая игра: попросите человека представить в какой-либо роли, наделите его влиянием в вашей области.

Комикс: попросите человека записать как он воспринимает вашу идею/проект (что думает, что говорит, как воспринимает – что чувствует).

Лестница принятия решений ( движение снизу вверх)

Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"
Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"

Создание крючка

Подумайте о том, чем вашем проекте можно «зацепить» вашего потенциального партнера и потребителя. Почувствуйте себя в роли сценариста.

Попробуйте прием создания крючка на своем проекте. Используйте для его выполнения стикеры.

Для этого упражнения:

а) перечислите всех возможных действующих лиц, каждого запишите на отдельном стикере: это могут быть экономные покупатели, работающие родители, подростки, владельцы ресторанов навынос…;

б) перечислите самые разные места действия: офис, автобус, час пик, магазин, супермаркет и т. д.;

в) теперь желания: накормить семью, стремление оставаться здоровыми, удовольствие от еды…;

г) и наконец, ирония: на приготовление хорошей еды уходит много времени, а мы всегда спешим; мы любим смотреть кулинарные шоу, но никогда не готовим по их рецептам; мы много работаем ради семьи, но это значит, что мы слишком устаем, чтобы готовить…

Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"
Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"

Попробуйте создать различные сочетания действующих лиц, мира, эмоции и иронии. Расположите их на рабочем листе, чтобы получились предложения «Как может… потому что… несмотря на то что…»

Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"
Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"

Сначала получится очень многословно: «Как блог о еде ведущего кулинарного шоу может помочь работающим родителям, тратящим много времени на дорогу в часы пик, спланировать приготовление вкусных блюд, потому что это делает время принятия пищи особенным, несмотря на то что мы обычно слишком устаем, чтобы готовить желанную еду, хоть и любим своих близких?»

Теперь сократите это до чего-то более эффектного: «Как может блог о еде помочь работающим родителям превратиться в гурманов “часа пик”?»

Гурман «часа пик» — действующее лицо, мир и ирония, выраженные в трех словах.

Теперь потренируйтесь на своем проекте. Составьте список своих:

  1. "забавных моментов";
  2. удивительных данных, которые вы нашли за пределами вашего пузыря фильтров;
  3. интересных сочетаний;
  4. вызывающих беспокойство противоречий;
  5. идей, почерпнутых из экскурсий;
  6. эмоциональных мотиваторов.

Перечислите всех действующих лиц, места действия, желания/эмоции и ироничные моменты, которые вы можете придумать. Перемешайте их и, комбинируйте, получайте разные вопросы. Что привлекает ваше внимание?

Когда вам покажется, что крючок для проекта найден, попробуйте его протестировать на своих друзьях, коллегах. Попробуйте его использовать в качестве заголовка письма или поста в блоге. Наблюдайте за реакцией. Отличается ли реакция в этот раз? Если реакция положительная, смело используйте найденный крючок.

Принудительное вдохновение. Разберем техники, которые подходят для творческой работы по принципу "здесь и сейчас".

-9

Мозговой штурм

Оперативный метод решения проблемы, который основан на открытой групповой дискуссии. Вариантов проведения мозгового штурма очень много, но следует учесть несколько правил, которые помогут эффективно провести сессию.

Правила:

а) подготовьтесь к штурму, изучите достоверную информацию;

б) разделите группу на подгруппы, так каждый участник штурма сможет выдвинуть свои идеи;

в) относитесь ко всем идеям одинаково, записывайте все мысли участников;

г) открыто поддерживайте даже самые безумные идеи участников;

д) используйте техники работы в тишине, чтобы значительно повысить концентрацию внимания участников;

е) предусмотрите перерывы для обдумывания собственных идей;

ё) делайте паузы для отдыха, кофе-паузы;

ж) "оставляйте дверь открытой" - полезные идеи могут посетить участника штурма и по пути домой.

Боковое подталкивание. Сила метафор

Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"
Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"

Метод предполагает работу с изображениями и символами. Использование в процессе работы визуальных образов и метафор поможет получить много неожиданных идей.

Боковое подталкивание. Для этого упражнения вам понадобятся: бумага, ручки, визуальные стимулы (например, открытки, которые можно найти и скачать в интернете).

Сформулируйте творческую проблему. Разделите участников на группы от 2 до 4 человек и попросите их записать как можно больше идей для решения проблемы. Через пять минут выдайте им по одной заготовленной открытке. Попросите написать, что может символизировать данное изображение. Попросите участников придумать еще по одной идее, вдохновляясь открыткой.

Совет! Этот метод лучше использовать в конце сессии, когда все очевидные идеи закончатся. Подключая к творческому процессу изображения, мы вынужденно перекодируем имеющуюся информацию, и она выстраивается в голове по-новому.

Интеллект-карта

Работа с интеллект-картами предполагает дивергентный подход, побуждая вас окружить оригинальное предложение или идею как можно большим количеством связанных с ним вариантов.

Начните с одного понятия, вопроса или утверждения в центе листа бумаги. Развивайте тему, рисуйте от центра ветви, представляющие новые идеи. Записывайте как можно больше вариантов. Как только вы определите все возможные ветви, переходите к оценке общей картину. Это поможет вам расставить приоритеты и решить над чем начать работу в первую очередь.

 Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"
Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"

Мы помним, что процесс генерации идей не линейный. Невозможно начать с начала и последовательно дойти до конца. Элементы могут возникать хаотично. После оценки приоритетов, можно сделать чистовую версию карты, а также сделать ее более красочной, дополнив рисунками, выделить ветви разными цветами.

Совет! В целях экономии времени интеллект-карты можно создавать в приложениях или программах.

Концептуальная карта

Концептуальные карты представляют собой расположенные в определенной иерархии идеи, где связи показывают причину и следствие.

Для создания концепт-карты:

а) начните с утверждения или вопроса, относящихся к проекту, над которым вы работаете. Запишите его в верхней части большого листа бумаги;

б) напишите всё, что, по вашему мнению, относится к области или «миру» вашего проекта или решаемой проблемы, по одному пункту на стикере;

в) далее расположите стикеры под заголовком. Концептуальные карты иерархичны, то есть вам нужно начать с наиболее значительных идей и двигаться вниз;

г) обозначьте отношения между разными концепциями при помощи линий;

д) пунктирными линиями отметьте перекрестные связи, соединяющие между собой разные крупные области;

г) если не все стикеры помещаются на карту, оставьте их на виду. Они могут обозначить важные пробелы в ваших знаниях;

е) определите какие концепции и связи наиболее важны. Распределите задания сотрудникам на основе приоритетов.

 Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"
Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"

Крадите суть

Использование нескольких источников, с адаптацией по мере работы – это вдохновение. Набор свойств, сочетать разными способами.

Используйте положительные примеры из своей области интересов. Кто лучше всех справляется с подобной задачей? Какие качества ему помогают в этом? В чем их гениальность? Как эти качества можно применить к нашей проблеме. Составить списки для каждой выбранной личности.

Нарушайте правила

Ответьте на 3 вопроса:

  • как мы обычно поступаем?
  • какие существуют противоположности?
  • как эти противоположности могут вдохновить на новые подходы?

Миссия невыполнима

Составьте список ограничений, в рамках которых вам предстоит работать (бюджет, ресурсы, персонал, навыки, время). Перечислите все способы, благодаря которым вы можете выйти из смоделированной ситуации.

Поищите получше в рамках

Подходит, если в привычной области нужно вычесть один из элементов, который на практике не имеет большого значения.

Перекрестная наметка идей

Подходит для работы в группе. Работа происходит в тишине, что способствует наилучшей концентрации внимания участников.

Каждому участнику выдается лист с таблицей (9 колонок). Необходимо написать 3 идеи, далее передать лист следующему участнику, и в то же время получить лист от соседа. Каждый участник дополняет идеи товарища. Обсуждение идей в первой сессии не допускается. После заполнения всей таблицы можно перейти к голосованию за идеи.

Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"
Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"

Часть 3. Взращивайте хорошие идеи

-14

Дилемма разработчика

Мы уже знаем, что гораздо проще работать с традиционными предложениями. Хотя традиционные предложения имеют больше шансов на успех, ими вряд и кого-то сильно удивишь.

На стадии разработки наша задача проработать идеи, укрепить их, чтобы они смогли выжить в условиях реальности.

Команды поддержки

Идеи рождаются в умах отдельных людей, но реализуются они в командах. Обсуждайте свои идеи с неравнодушными к вашему проекту людьми.

Генератор идеи подвержен смущению в связи с тем, что показывает неготовую работу. Предложения должны быть относительно проекта, а не человека. Задавайте открытые вопросы относительно проекта.

Расширьте резерв талантливых специалистов

Ищите сообщества людей, сотрудничайте с теми, кто хорошо знаком с вашей проектной областью.

Дизайн мышление

В основе дизайна – создание целостного образа. Дизайн-мышление помогает привести в порядок идею таким образом, чтобы она устроила и потребителей и производителей.

Поддерживайте новизну

Помните про естественную склонность к выбору наиболее безопасных решений? Выходите из зоны комфорта. Оценивайте сначала преимущества и потенциал, а уже после конструктивно рассматривайте слабые стороны.

Работа с безумными идеями

Прежде чем полностью оказываться от идеи, подумайте, как следует, что вы можете с ней сделать. Не бойтесь пересматривать цели и искать слабые стороны. Возможно, размышления приведут вас к более реалистичной альтернативе.

Выход в большой мир

Соотнесите идеи с реальностью, оцените их относительные преимущества, сочетаемость с потребностями и ценностями людей, сложностью реализации и возможностью провести предварительные испытания с наблюдением. Выберите лучший вариант.

Подойдите к делу серьезно

Сколько бы вы не вложили в развитие новой идеи, будьте готовы к отказу от плохих идей. Поиск ошибок нужно провести до начала действий. 

Составьте список из 99 проблем, с которыми может столкнуться ваш проект. Если у вас есть сомнения относительно проекта, они попадут в первую тридцатку. Следующие 40 выявят возможные закономерности. В последние 29 пунктов попадут необычные сочетания, и некоторые из них могут оказаться очень ценными. Прочтите список, выделите самые проблемные пункты. Сформулируйте проблему в форме открытого вопроса. 

Неизвестное

Невозможно придумать что-то смелая, не шагнув в неизвестность. В сложных ситуациях мы всегда сталкиваемся с неизвестностью. Прием «Что если…?». Задавайте этот вопрос, чтобы смоделировать максимально большое количество возможных ситуаций. Ставьте открытый вопрос «Как мы можем…?».

Оптимизм. Опасности необъективного оптимизма.

Будьте оптимистами, но всегда имейте план на случай нежелательного развития событий.

Используйте метод «премортем» или «прижизненный эпикриз».

  1. Опишите участникам следующий сценарий: «Представьте себе, что мы запустили проект. Прошел год, и проект полностью провалился. Составьте, пожалуйста, список всех причин провала».
  2. Попросите участников работать молча и самостоятельно, чтобы не влиять на мнение друг друга.
  3. Попросите их записать каждую причину на отдельном стикере.
  4. Через десять минут соберите все стикеры и разложите их по группам (вы наверняка найдете ряд одинаковых причин).
  5. Далее вместе с группой выделите наиболее важные причины, поместив их на матрицу.
  6. Сформулируйте наиболее серьезные проблемы в виде вопросов «Как мы можем…?» и устройте мозговой штурм для поиска решений. Держите под рукой этот список худших вариантов развития событий на случай, если они начнут сбываться.

Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"
Иллюстрация из книги С. Роулинга "Я хочу больше идей"

Вы можете уменьшить вероятность ошибки планирования, сравнив свой проект со схожими проектами. Этот подход известен под названием прогнозирование по исходной категории (по объекту-аналогу).

Попытайтесь привлечь независимых наблюдателей, потому что им будет виднее, где вы поспешили с выводами на основании недостаточных данных. Прислушивайтесь к тем, кто сам заинтересован в деле (например, вложил в него собственные деньги), и тех, кто делает свои выводы на основе экспериментов, метода проб и ошибок, а не абстрактных теорий.

Пост-мортем

Также многие авторы сходятся в том, что вам следует провести хороший анализ пост-мортем по окончании проекта или в случае его провала.

-16
-17
-18

Помог ли вам анализ пост-мортем сделать правильные выводы?