Tracteur blindé Archer
Страна: Франция
Производитель: Francois-Joseph Archer
Произведено: 1
Бронирование: 4-6 мм
Вооружение: Canon d`infanterie de 85 systeme Archer
Экипаж: 2-3
Масса: 3 тонн
В 1915 году французский инженер и промышленник Франсуа-Йожеф Арчер одним из первых предложил пехотное оружие, ориентированное на траншейную войну, - 85-мм пушку системы Арчера (Canon d`infanterie de 85 systeme Archer), пушку, которую никто не хотел принимать на вооружение. Будучи уверенным в своем изобретении Арчер предлагал и транспортные решения для своей артсистемы. Первым было создание специального трактора-тягача для перевозки пушек и зарядов.
Бронированная машина, которая обсуждается в этой статье, известна только по 500-страничному труду Франсуа-Жозефа Арчера (Francois-Joseph Archer) - L'Enigme de la Guerre - Загадка войны, в которой изобретатель подробно описывает Первую мировую войну и выводы, которые все должны сделать по её итогам, а так же рассказывает, как можно было уменьшить жертвы и сократить время, если были бы применены его предложения, в частности САУ и бронетранспортеры для пехоты. Благодаря усилиям Stranger_NN, (https://strangernn.livejournal.com/2121851.html) эта машина была найдена и представлена в сети совсем недавно. И ее историю можно скорее попробовать восстановить, чем быть уверенным в ней точно.
Предлагая на вооружении мобильное и скорострельное орудие в двух калибрах 40 и 85-мм - Canon d`infanterie de 85 mm и Canon d`infanterie de 40 mm сержант Арчер предполагал организовать боевую работу, создав батареи (Section de Canon d`Infanterie) из трех пушек: 2-х калибра 40-мм и одной 85-мм. Для перевозки орудий батареи был разработан специальный транспорт. Вот как раз этот самый транспорт, который предложен был Арчером, имеет необычную конструкцию и его история и происхождение мне неизвестно. Поэтому ограничимся описанием.
Тягач машины был построен на шасси автомобиля, возможно марки Hopmobile, на базе которых строились потом бронепулеметные машины Арчера. На машину были поставлены увеличенные деревянные колеса, задняя ось была перенесена в базу, в итоге цепной привод от моста в отличие от обычного вращал колеса впереди себя. На тягаче, который получился коротким и легким, размещались зарядные ящики со снарядами-минами. Прицеп для перевозки артсистем был сделан в форме лодки, для увеличения площади кузова при сохранении углов поворота.
Франсуа-Жозеф Арчер, родившийся в 1883 году, был человеком, про которого говорили: «Гений на 100 лет вперед, принципы на 100 лет позади». 31-летний высококвалифицированный инженер ушел в армию в 1914 и служил сержантом в пехоте. Уже в 1915 году Арчер, своей кожей понимания требования к оружию со стороны застрявшей в окопах пехоты, предложил военным свое решение - дульнозарядную пехотную пушку в двух калибрах 40 и 85-мм.
Главной задачей, которую пытался решить Арчер, было обеспечение пехоты в окопах пушкой, которая имела высокую скорострельность, была легкой для перемещения, точной, тихой и недорогой. У пушки Арчера все было продумано: ширина колесного хода позволяла легко катить пушку по стандартной траншее, система разбиралась на 4-ре части, которые можно было переносить в ручную, оперенные мины-бомбы имели настильную траекторию, высокую точность и уверенно поражали укрытые цели, дозирование пороха позволяло маневрировать огнем, а слабый звук выстрела и отсутствие факела выстрела позволяло стрелять из траншеи и быть незаметным для противника.
Несмотря на все преимущества системы, военные в упор её принимать не хотели, в итоге самым распространенным оружием в пехоте стал стержневом миномет Mortier de 58 mm type 2 или Crapouillot, который хорошо известен и в России, где серийно выпускался под маркой 58-мм Миномет ФР (Франко-Русский). В качестве пехотного орудия в 1916 году французами была принята траншейная пушка Canon d'Infanterie de 37 modèle 1916 TRP, и казнозарядная мортира Мortier de 75 modèle 1915 Schneider. Выгодно отличаясь по всем параметрам от своих конкурентов, тем не менее пушка Арчера не была принята на вооружение, причем система прошла успешно все испытания. Возможно были проблемы, о которых неизвестно, а возможно причина была простой, например в задании на орудие было отмечено, что орудие должно быть без колесного хода.
Тем не менее при подготовке к наступлениям в 1917-1918 году после многочисленных демонстраций и после прямого указания премьер-министра Клемансо пушку Арчера начали поставлять в части, всего было выпущено несколько сотен таких пушек. Рассматривая общую схему орудия можно отметить, что в ней было уже изобретено почти все, что стало в будущем признаками самой известной минометной системой Стокса, ну кроме мнимого опорного треугольника и фиксированного ударника. И все же появление в 1918 году классических минометов Стокса-Бранда (3-in. Stokes trench mortar) навсегда закрыла тему пушек Арчера, хотя в 1915 году это была очень передовая система.
Видимо после первого удачного испытания своей пушки в 1915 году, которая впрочем, так и не была принята на вооружение, изобретатель понимая, что нужно повысить привлекательность своей системы, начал предлагать дополнительные фишки для военных. Одной из них был тягач с прицепом, который был построен по его проекту. Когда и это не вызвало у военных интереса, ну как может такая поделка вызвать восхищение, когда на заводах уже строятся танки, а орудия тягают полноприводные Латилы? Тем не менее Жореф Арчер не останавливается и предлагает бронированных трактор, который возможно был построен бронированием того же шасси тягача. У машины было полностью бронированное отделение управление, за которым размещался круговой "барбет" боевого отделения. Видимо автор предполагал размещение в боевом отделении 85-мм пехотной пушки собственной конструкции. По крайней мере в ряде источников упоминается, что сначала Арчером была предложена военным боевая машина с собственной пушкой.
Но военные уже были точно уверены, что на поле боя колесным машинам делать нечего, и отклонили и это предложение Арчер. Только следующий вариант, при котором на шасси легкового Хопмобиля возможно был переставлен тот же бронекорпус, пошёл в небольшую из 6-ти машин серию. Ещё одним из изобретений Жозефа Арчера в военном деле было предложение удлиненного заряда, которые должен был с трубой протягиваться под колючей проволокой и затем подрываться для прохода техники.
Источники за исключением Википедии:
https://strangernn.livejournal.com/2121851.html
Отдельная благодарность Stranger_NN (https://strangernn.livejournal.com/), возможно лучшему по поискам странного и нестандартного оружия и техники, который выложил эту машину в мир интернета.