Друзья, всем привет!
С вами снова ITшник из лучшего таксопарка Калуги!
Сегодня хотелось бы снова поднять тему, которая в последние дни является максимально актуальной, кто ее только не обсуждал, что только не писали/ не говорили по данному поводу. Я говорю, как многие могли догадаться о "приходе Китайского Uber" в Россию. Я очень "плотно" наблюдаю за тем, что происходит в Казани, как происходит подготовка в России, общаюсь с людьми, которые являются официальными представителями компании DIDI (да, в ходе работы с данной темой уже появились знакомства, которые позволяют получать информацию "из первых рук"), хочу сказать, что на данный момент я заметил достаточно большое количество не стыковок и противоречий явных противоречий у данного агрегатора. Давайте разбираться! Статья получилась объемная, но на мой взгляд интересная, рекомендую дочитать до конца.
Вроде все хорошо, но, что-то не так
Прежде всего, давайте вспомним, в качестве кого позиционирует себя компания DIDI на рынке, а позиционирует она себя в качестве крупнейшего агрегатора такси (несколько миллионов водителей в различных точках мира, миллиарды выполненных поездок за прошлый год, миллионы долларов бюджета).
Все бы хорошо, но есть несколько странностей, которые по приходу в Казань стали заметны практически сразу:
- полное отсутствие рекламы (как бы это странно не звучало, но агрегатор с многомиллионными бюджетами не выделяет денег на рекламу при старте найма водителей, а пользуется методами "мелких и средних таксопарков и служб такси "из ниоткуда", я говорю о фактическом "спаме" в личку таких мессенджеров как Telegram, WhatsApp, ну и нескольких лендингов созданных для набора водителей, хотя, сдается мне, что к лендингам отношения сам агрегатор не имеет и это скорее всего "соревнование подключашек". Я конечно не в праве осуждать решения компании и возможно со временем будет развернута широкая рекламная компания, но в данный момент все выглядит по меньшей мере странно);
- "берут всех" (очень странное решение для "крупнейшего агрегатора", который заботится о своем имидже и репутации начинать набор водителей, которые ездят даже на 16 летних "жигулях", а так же в брендировании других агрегаторов. Если второй шаг еще объясним, то первый попросту не вяжется с агрегатором, который заботится о своей репутации и своем имени. Я понимаю, что хочется привлечь максимальное количество водителей, весь вопрос в том, какой ценой это будет сделано и не будет ли уронен уровень сервиса?);
- полное отсутствие развития клиентской части (не понятно, откуда DIDI собирается брать пассажиров? Здесь я имею ввиду не тот момент, что DIDI сначала набирает водителей по сути "в резерв", это нормальная практика и используется агрегаторами при "заходе" на новую территорию, я говорю о том, что компания не рекламируется для потенциальных клиентов никак. Вопрос, откуда пассажиры должны будут узнать о старте работы в той же Казани? Если здесь надежда построена на том, что люди увидев брендированные автомобили (опять же вопрос, станут ли водители на первых порах переклеивать автомобили в бренд нового агрегатора), начнут активно заказывать, то это очень сильное заблуждение. Менталитет ни тот. Что бы люди обратили внимание и запомнили, что "это лучший агрегатор с "плюшками", на котором стоит ездить, необходимо данную идею доносить "с каждого баннера, из каждого приемника, с каждого канала и т.д.", то есть "долбить, долбить и еще раз долбить", при этом делать это необходимо до открытия клиентской части и начала приема заказов);
- все отдано "на откуп" таксопаркам-партнерам (DIDI не стремится открывать свои офисы, как это делает к примеру Яндекс Такси. Все, абсолютно все отдано "на откуп" таксопаркам-партнерам. На этом моменте снова получается не стыковка: изначально говорилось, что в каждом городе будет выбираться один регистратор, который станет официальным представителем, на практике же "стать представителем" может по сути каждый желающий (ну, да и бог бы с ним, но уже на старте идет "разночтение %: кто то говорит о 5% агрегатора и 3% парка, у кого то % агрегатора уже 5,5%, а некоторые % вообще выдают 10%. Господа, с таким подходом люди вряд ли "побегут работать" мало того, что в новый агрегатор, так еще и с "плавающим процентом". Сам агрегатор, как я понял не особо озабочен моментом нормирования и стандартизации процентов для партнеров.);
- отсутствует "единый контролирующий орган" (возвращаемся к вопросу об открытии официальных офисов компании. Вся техническая поддержка отдана паркам-партнерам, что ни есть хорошо, т.к. меня к примеру терзают смутные сомнения, что будет хотя бы один специалист в каждом парке, который всю специфику, ошибки, недочеты программы будет знать на все 100%. Сама же компания, как я понял обучения не проводит: "разбирайтесь сами".);
- техподдержка 24/7, но в WhatsApp (сколько лет я уже "в теме", но такое встречаю впервые. Если брать по аналогии с Яндексом, где техническая поддержка присутствует в том числе и голосовая, но она не успевает обрабатывать все обращения, то представьте себе, что нужно будет сделать, что бы "достучаться" до саппорта в WhatsApp, это с учетом того, что водители "ломанутся" туда "толпой"...);
- минимум информации (регистраторы дают водителям минимум информации ссылаясь на "защиту от конкурентов" и приводя совершенно нелепейшие примеры "конкурентной борьбы", в виде "левых заказов и т.д.". Да, бред это какой то получается: приходи к нам работать, мы тебе сказали %, тебе этого должно быть достаточно, но и % может оказаться не точным. Складывается ощущение, что сами регистраторы не располагают достаточной информацией и не компетентны во многих вопросах.);
- не подготовленность технической части (регистраторы вынуждены заносить все данные руками, затем отправлять заполненные анкеты в головную организацию, которая уже "заносит водителей в систему". Не кажется, что это попахивает просто бредом, по крайней мере для "крупнейшего и высокотехнологичного агрегатора"?);
- сокрытие информации (да, я не ошибся, именно "сокрытие информации от масс". Регистраторы начали принимать заявки на подключение 20 июля, а 21 прекратили и заявили о возобновлении лишь 27 числа. При этом информация была распространена для "ближнего круга" и не получила абсолютно никакой огласки. Многие водители отправляют документы и находятся в полнейшем недоумении : "почему отказывают в регистрации". Кстати, менеджеры некоторых парков-партнеров попросту перестали отвечать водителям.).
Варианты развития DIDI в России
Это лишь то, что лежит "на поверхности". Если честно, то у меня создается ощущение того, что DIDI и хочется зайти на российский рынок, но при этом нет уверенности в успехе, а потому и нет особого рвения инвестировать. С другой стороны руководство DIDI имеет богатый опыт построения бизнеса агерегаторов такси в различных странах и понимает, что Российский рынок уже поделен между существующими альфа-агрегаторами: Яндекс такси, СитиМобил, Везет и т.д., то есть, что бы получить свой "кусок рынка" вкладываться придется и вкладываться не мало. Сейчас вопрос только один: какой путь развития изберет компания. Здесь есть два варианта:
- крупные вливания в рынок на моменте запуска клиентской части, привлечение пассажиров всевозможными бонусами, скидками, высоким уровнем сервиса (хотя, о каком высоком уровне сервиса мы говорим, если "в работу" принимаются автомобили 2004 года выпуска, к тому же еще и российского производства. Мне кажется, что с такими "стандартами" DIDI прежде всего привлечет "офисный планктон", который после работы на своих "корытцах" поедет зарабатывать на бензин и сигареты. Соответственно здесь говорить о профессионализме водителей, соответственно и об уровне сервиса попросту не приходится.
- отсутствие вливаний, работа по принципу "как пойдет, так и пойдет". Этот сценарий так же может быть вполне логичным решением руководства компании. Вы сейчас скажете, что в "других странах они конкурентов с рынка выдавливали", здесь можно очень легко парировать: не конкурентов, а конкурента. Единственным конкурентом DIDI в странах, в которые они приходили, включая Китай (откуда стартовали) являлся только Uber. В России же бороться придется как минимум с 4мя довольно крупными и уверенно удерживающими свою долю рынка компаниями. Поэтому вариант "изучения рынка путем запуска в некоторых городах" вполне логичен. На основании полученных результатов будет приниматься решение о целесообразности инвестирования в российский рынок.
Паника в рядах российских агрегаторов, не думаю
В заключении хочу сказать, что как таковой "паники" в рядах российских альфа-агрегаторов не наблюдается, хотя некоторые меры по "удержанию водителей" принимаются. К примеру Яндекс не только повысил "гарантии" и частично поднял тарифы, но и открыл "дочерний агрегатор", который "как б напрямую не связан с компанией", но является ее страховкой от массовой потери водителей. Кстати этот агрегатор предлагает очень выгодные (на мой взгляд) условия для водителей. Что это за агрегатор, на каких условиях и в каких городах он уже работает, я расскажу в следующей статье.
Касательно же вопроса: "стоит ли регистрироваться в DIDI" у меня нет однозначного ответа, скажу честно, агрегатор создает двоякое впечатление, потому и советовать здесь ничего не стану. У каждого своя голова и решать каждый должен самостоятельно, главное, что бы это решение было обдуманным, а результат принес реальную выгоду.
Спасибо за прочтение! Я искренне надеюсь, что данная статья оказалась интересной и полезной для вас. Оценивайте, комментируйте, хвалите, ругайте, высказывайте свое мнение и не забывайте подписываться на мой канал!
PS: если вы ищите надежный таксопарк с низкими %, рекомендую зарегистрироваться здесь (комиссия 3% без скрытых платежей и поборов, техподдержка 24/7, помощь в получении лицензии). Кстати, регистрация занимает всего 10 минут!
Рекомендую прочесть:
- "DIDI-шка крутится, монетка мутится": все о "псевдорегистраторах"
- Долгожданный старт DIDI в Казани (информация из первоисточника)