- Линия монорельсовой дороги в Москве от станции метро Тимирязевская" до улицы Сергея Эйзенштейна, скорее всего, будет закрыта и демонтирована" - заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Евгений Михайлов, апрель 2012 г. http://lenta.ru/news/2012/04/23/shut/
У бывшего мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова с девяностых был друг по медовому хобби и разведению пчёл – Юрий Семёнович Соломонов, директор Московского института теплотехники. Для несведущих - это контора по созданию баллистических ядерных ракет «Тополь-М». Прямо перед кризисом 1998 года Лужков решил финансово поддержать структуру своего друга, и выделил пару сотен миллионов долларов на разработку и строительство монорельса от восточного входа ВДНХ (где «Рабочий и колхозница») до метро «Тимирязевская». Видимо, это была тяжелая година для оборонно-промышленного комплекса (ранее думалось, что тяжело было в 1991 - 1993, ну да ладно…). Другой понятной причины, почему это было поручено Соломонову, не находится.
Планировалось, в том числе, что монорельс будет катать посетителей международной выставки «Экспо-2010» на ВВЦ. Непонятно правда, зачем им ехать на Тимирязевскую, если рядом с ВВЦ есть метро ВДНХ. Видимо, предусматривалась экскурсионная цель: чтобы иностранные гости любовались гаражами и пустырями Октябрьской железной дороги :-) Вменяемого объяснения, зачем нужен монорельс, кроме осваивания денег, наверное не дал себе и сам Лужков. Потом стало ясно, что с «Экспо-2010» Россию прокатили, и выставка поехала в Шанхай. А монорельс остался.
Общая длина путей, включая депо и вспомогательные ветки, составила 7 километров. Цена всего этого богатства составила 210 миллионов долларов (напоминаю – 1999 год). Т. е. по 30 миллионов долларов за километр пути, включая депо, производство подвижного состава и прочие мелочи. Это цифры, просочившиеся в прессу в 2002 году (например, в журнале «Русский Фокус», уже закрывшемся). Вероятно, по итогам аудита, цена оказалась бы в два раза выше. Разумеется, начальником ММТС (Московская монорельсовая транспортная система) стал сын Соломонова (сейчас эта информация усиленно «затирается» в интернете).
Спустя время монорельс перешел на баланс метрополитена, к радости пассажиров, но к ужасу Гаева. Проезд стал стоить как в метро – 28 руб., но вот убыток… По расчетам и курсу 2011 года, ежегодный убыток от работы монорельса составлял 1 000 000 000 (один миллиард рублей). То есть… $100 000 (сто тысяч долларов) каждый день. Это убыток, который образуется после продажи билетов и выплаты расходов, т. е. то, что ежемесячно доплачивал метрополитен. А метрополитену эту сумму доплачивал город. Убрав Гаева, Собянин сразу решил оптимизировать траты, и прекратил субсидии города метрополитену за монорельс. А метрополитен – монорельсу. Некоторые могут возразить, что общественный транспорт всегда должен дотироваться, ведь он создает комфортную инфраструктуру города. Да, метрополитен и наземный транспорт дотируются городом, вроде как цена вопроса 30 миллиардов рублей в год. Но сравните с монорельсом, и поймете, что есть предел абсурда.
Про чудовищную цену стройки и второстепенные минусы местному бизнесу, трамваям, пассажирам, пешеходам, жителям не говорим – уже 18 лет прошло. Но вот цена обслуживания – это нечто!.. Всё полотно подсвечивается, колонны тоже. Каждую ночь трассу обходят рабочие. Это раз. Токоприёмники поезда и их надежность – отдельная забота. Два. Обледенение монорельса и уборка снега зимой – три. Жуткие уродливые гигантские станции с обогревом, зимними садами и десятками дополнительных помещений (в проекте всё было скромно) – четыре (при том, что пассажиры всё равно стоят на морозе), медленное движение – пять, вместимость как кильки в банке в час-пик – это шесть. И сравните с трамваем, которому ничего этого не нужно, а возит, как рабочая лошадка. И подсветка шпал трамваю вовсе не нужна. С этого примера, когда начинают говорить о лёгком метро, скоростном трамвае, становится понятно, что речь – о распиле бюджета …
Вот что говорил эксперт - сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Морозов:
- Решение прекратить субсидирование монорельса - логичное и справедливое. Монорельсовая дорога экономически нецелесообразна. Это все равно, что в дом поставить не лифт, а колесо обозрения! Билет на монорельс стоит 28 рублей - как в метро, а себестоимость проезда - около 200 рублей. Причем несем затраты фактически мы - налогоплательщики. http://kp.ru/daily/25845.5/2816720/
Но главное, если кто посмотрит на карту, задаст резонный вопрос:
- А почему нельзя было за эти деньги в далеком 1998 году построить три-четыре автомобильных эстакады от улицы Академика Королева через железнодорожные пути к улицам Руставели, Фонвизина, Милашенкова, Дмитровскому шоссе, и далее через него – с «проколом» на Ленинградку?
Поневоле начинаешь понимать, что лучше на Руси просто воровать – дешевле для страны. Лучше бы Лужков просто денег дал Соломонову с сыном, под какой-нибудь левый кредит. А получилось, что за $210 млн. город получил троянского коня с аппетитом в миллиард рублей в год.