Найти в Дзене
Empine

Хищные птицы, 2020

Режиссер Кэти Янь 

 

Харли Квинн рассталась с Джокером. Выпорхнув из-под крыла самого опасного злодея Готэма, она становится мишенью всех, кто когда-то хотел свести с ней счеты. Пока Харли с трудом встает на ноги, параллельно разворачиваются несколько историй: таинственной мстительницы с арбалетом, офицера полиции, которая борется с алкоголизмом и начальством, маленькой карманницы и певицы, которые не с теми связались, и гангстера по прозвищу «Черная маска» – он охотится за бриллиантом, чтобы окончательно утвердить свою власть в Готэме. 

 

-2

Сольник о Харли Квинн изначально находился в трудном положении: какой должна быть картина о готэмской злодейке, если студия разрывается между легкой тональностью Лиги Справедливости и мрачностью оскароносного Джокера? Когда-то Warner Bros. удалось прыгнуть выше головы с помощью темного реализма нолановского Бэтмена, и эта же мрачность сбила студию с курса, после чего она раз за разом демонстрировала полную беспомощность в попытках создать глубокую и рабочую концепцию супергероики. 

 

-3

Работая над историей злодея, режиссер Кэти Янь выбирает непростой путь следования классическим канонам «супергерой противостоит суперзлодею», и помещает злодея на место героя, чтобы столкнуть его с еще более могущественным злодеем. Простым движением, фигуру Харли Квинн отсекают от откровенного аутсайдера «Отряда самоубийц» и превращают вполне конкретного Джокера от Джареда Лето в могущественную образную фигуру, которая правит в мире комиксов. Так создатели выпутывают героиню из проблемы кинопроизводства, чтобы поместить ее в новую историю, с более яркой и откровенно забавной тональностью. Инструментом углубления в этот раз выступает не пафос и бескомпромиссная мрачность гнилого Готэма, а всего лишь драматургия отнюдь не плоских персонажей. 

 

-4

«Хищные птицы» не просто так носит свое гордое название: Харли Квинн выступает одним из пяти рассказчиков запутанной истории похищенного бриллианта. Удивительно, но героям удается преподнести складную историю и ни разу не потерять нить, несмотря на нелинейную хронологию. Внимание должным образом акцентируется на необходимых деталях и эмоциональных нюансах сцены, запутанная история преподносится простым языком, а понятие дисбаланса в ленте отсутствует полностью. 

 

-5

Два объективно важных положительных решения, которые предлагает картина: 

1. Полный отказ от пафоса. У каждого персонажа трудный период и трудное прошлое, но никто из них не нуждается в зрительской жалости или мстительной сопричастности. Персонажи не закрываются эмоционально, но относятся к себе настолько легко, насколько это необходимо, чтобы тон ленты оставался легким, а драматургия – глубокой. 

2. Супергероика органично смешивается с реализмом. Мы видели реалистичный Готэм, гротескный, темный и грязный. Здесь мы видим Готэм, который сочетает в себе не только залитые солнцем грязные улицы Америки, но и классическую архитектурную атрибутику города, которую можно встретить в комиксах и мультфильмах. Почему это важно? Потому что это красивая и уважительная попытка связать вселенную с бумажным источником. Эта же деталь касается аккуратного вкрапления в ленту сверхспособностей.

-6

Теперь о героях. Простите, злодеях. Хотя, погодите… 

В эпоху Таноса, Джокеров и прочих глубоко проработанных злодеев, которым современный зритель научился сопереживать, идея предложить простого, как пять копеек, по-старомодному классического злодея – непозволительная роскошь для киноиндустрии нашего времени. Черная маска в исполнении Юэна Макгрегора – эмоциональный гангстер с навязчивым стремлением к лоску и власти и извращенной тягой к обезличиванию. Обманчиво милый, и по-настоящему страшный в маске, вместе с помощником Виктором Засом (Крис Мессина) герои образуют дуэт, совершенно очаровательный в своей непонятной природе и полностью беспомощный относительно современных тенденций кино. 

Тем не менее, списать простоту злодеев на непрофессионализм сценаристов – значит совершить ошибку. Намеренный отказ от создания действительно могущественного и многомерного противника – необходимое допущение, которое позволяет сохранить Харли Квинн той, кем она является – злодеем. Вершина ее личностного роста – становление самостоятельным винтиком преступного механизма Готэма и попытка стать максимум «чуть менее плохим человеком». 

Именно здесь следует перейти к болезненной части противостояния мужчин и женщин. Спойлер: почти до самого конца у героинь нет открытого конфликта с Черной Маской. Они живут, решают свои проблемы и пытаются обрести самостоятельность. Причем, поодиночке. К счастью, Хищные птицы – не герлз-бэнд, и не радфем-мстители. Это живые герои, выполненные парой мастерских штрихов, благодаря которым они оживают и наделяются способностью поделиться эмоциями со зрителем. 

 Неудачное стечение обстоятельств сталкивает их вместе чтобы противостоять, будучи загнанными в угол, после чего они оставляют друг друга, чтобы двигаться дальше. 

 

-7

Тем не менее, «Хищные птицы» отнюдь не идеальное кино. Попытки балансировать между реализмом персонажей и легкой тональностью истории неизбежно приводит к противоречиям. Создатели выбирают самые сложные концепции: нелинейная история с множеством рассказчиков, злодей в рамках старомодной супергероики, легкий тон, отсылающий нас к Дэдпулу, и, наконец, здоровая драматургия. Удивительно, но все это не нагромождает историю, а всячески помогает ей раскрываться. 

Особенная боль этой ленты – хореография боя. В одних сценах бой выглядит блекло и нелепо, в других – изобретательно и откровенно красиво, но в целом все это создает ужасно разрозненную картинку, на которой явно ощущается рука досъемок. 

Развязка противостояния Черной маски и Харли Квинн разрешается чуть более скоропостижно, чем хотелось бы, а противники в масках становятся чудовищным символом обезличенности, и это настоящая неудача ленты.

Еще один субъективный минус от меня лично: Харли Квинн подчеркивает, что имеет докторскую степень. Пару раз это используют в ситуациях, но до обидного мало несмотря на то, что эта идея – колоссальное подспорье для углубления героини (злодейки). 

И, наконец, тот самый тон. Определенно, трешовость картины сработает не на любой аудитории, но стоит отметить, что технически фильм относится к себе достаточно серьезно, и в то же время легко, чтобы сохранять бодрость и баланс между драматургией, экшеном и комедией, которая порой может выглядеть чуть нерешительно.

Для кого это кино: если тема феминизма глубоко трогает струны вашей души в негативном или позитивном плане, этот фильм не для вас. Это феминизм, но не радикальный феминизм, и более того, в основе целительной идеи ленты лежит концепция материнства и обретения себя в ближнем. 

Всем прочим я категорически рекомендую «Хищных птиц» как легкое, забавное кино о героях и злодеях. Если вы пережили расставание, вам отдельно приятно будет наблюдать за Марго Робби, которая действительно живет своей Харли Квинн. 

-8

Если вам понравилась статья, то пожалуйста поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые обзоры!😉