Найти тему
Слева наПраво

Законопроект об отобрании детей: как на самом деле?

Оглавление

В Госдуме находится законопроект об изменении порядка изъятия детей из семей, а именно законодатели хотят ограничить внесудебный порядок такого изъятия. Этот проект обсуждался практически всеми СМИ страны. Мы решили проанализировать его с формальной юридической стороны. 

Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

Фото из открытых источников (https://www.unsplash.com)
Фото из открытых источников (https://www.unsplash.com)

Суть законопроекта

#новый законопроект предусматривает внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ), в #семейный кодекс РФ (СК РФ) и в Закон «О полиции». 

Изменения в ГПК РФ

В ГПК РФ предлагается дополнить положение о том, что в порядке особого производства судом рассматриваются дела об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (пункт 12, часть 1, статьи 262 ГПК РФ).

Основным смыслом особого производства является отсутствие спора о праве. В особом порядке происходит установление обстоятельств, имеющих юридическое значение, которые в дальнейшем могут повлиять на возникновение, изменение и прекращение личных и имущественных прав граждан, а в некоторых случаях - и признание определенных юридических последствий, связанных с установлением этих фактов (например, признание недвижимой вещи бесхозяйной и права собственности на нее). По общему правилу, при установлении наличия спора о праве суд выносит определение об оставлении первоначального заявления без рассмотрения. Следовательно, законодателями, с нашей точки зрения не до конца проработан вопрос о том, что будет, если кто-либо из участников (например родители) будут оспаривать необходимость отобрания ребёнка. Будет ли это означать, что тяжба перетечёт в затяжное исковое разбирательство? Насколько это будет отвечать прежде всего интересам ребёнка?

Справедливости ради отметим, что рассмотрение дел в особом порядке происходит по времени быстрее, чем в обычном (исковом) порядке. Кроме того, законодатель предусмотрел и то, что заявление о изъятии детей из семьи подлежит рассмотрению судом в ускоренном режиме - в течение 24 часов с момента поступления.

Законодатели предлагают также внести в ГПК РФ новую главу 38.1 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью».

Согласно предлагаемым положениям, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, которые получили информацию о такой угрозе подают заявление об отобрании ребенка из семьи в районный суд по месту фактического пребывания ребенка.

В заявлении помимо данных о ребёнке и лицах, на попечении которых он находится в настоящий момент, указываются основания, свидетельствующие о необходимости отобрания ребенка в связи с непосредственной угрозой его жизни или здоровью.

#судебный процесс по этому вопросу проходит в закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и прокурора, а также с участием родителей (одного из них) или иных лиц, на попечении которых находится ребенок, а в необходимых случаях также других заинтересованных лиц и самого ребенка, об отобрании которого подано заявление, если участие этого ребенка в судебном заседании возможно.

По итогу рассмотрения, суд выносит решение, которым удовлетворяет заявление или отказывает в его удовлетворении. 

Решение суда об отобрании ребенка является основанием для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых  находится ребенок, судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и попечительства, органа внутренних дел и прокурора.

Изменения в СК РФ

Законодатели предлагают изменить статью 77 СК РФ «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью» и прописать следующие положения.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью лицо, которому об этом стало известно, должно обратиться в орган опеки и попечительства или в ОВД по месту нахождения ребенка. 

Эти органы при получении указанных сведений обязаны незамедлительно проверить такую информацию и при установлении реальной угрозы обратиться в суд по месту нахождения ребенка с заявлением об отобрании ребенка.

Отобрание ребенка производится судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и попечительства, ОВД и прокурора на основании решения суда.

В исключительных случаях, при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и ОВД может произвести отобрание ребенка, составив акт об отобрании ребенка с указанием обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни ребенка

В случае несогласия с такими действиями, они могут быть оспорены. 

После отобрания ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно обеспечить временное устройство ребенка, а также в течение семи дней с момента отобрания ребенка обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав или о лишении родителей родительских прав либо с иском об отмене усыновления. 

Кроме этого, авторами проекта предлагается абзац первый пункта 2 статьи 79 СК РФ дополнить положением о том, что исполнение решения суда об отобрании ребенка производится также с обязательным участием органа внутренних дел и прокурора.

Изменения в Закон «О полиции»

По проекту законотворцев Закон «О полиции» дополняется новым пунктом 46 в часть 1 статьи 12 «Обязанности полиции»:

«На полицию возлагаются следующие обязанности:

46)принимать и регистрировать сообщения о непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка, прибывать по месту нахождения такого ребенка, выявлять обстоятельства, в которых находится ребенок, обращаться в суд при наличии оснований, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, с заявлением об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, в порядке, установленном процессуальным законодательством, а также оказывать содействие сотрудникам органов опеки и попечительства в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства, при осуществлении отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью».

Обоснование законопроекта

Как указали авторы закона, он разработан в целях закрепления в отраслевом законодательстве конституционного принципа приоритета интересов ребенка. В силу пункта 4 статьи 67.1 Конституции РФ дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Реализация указанных конституционных положений, по мнению законодателей, требует проработки максимально эффективных механизмов охраны прав и интересов ребенка, а также обеспечения для него возможности жить и воспитываться в семье, насколько это возможно.

Преследуя указанную цель, законопроект совершенствует нормы, регулирующие отношения, возникающие по поводу защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей в случаях, когда возникает угроза жизни или здоровью ребенка по вине родителей или заменяющих их лиц либо вне зависимости от их вины.

Действующая редакция статьи 77 СК РФ закрепляет административный порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ, либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству. 

Отмечается, что многолетняя практика применения статьи 77 СК РФ нередко свидетельствует о произвольном вмешательстве органов власти в дела семьи, от чего страдают как дети, так и родители.

В соответствии с действующим регулированием административный акт стал не только способом защиты прав несовершеннолетнего, но и основанием для поражения в правах его родителей или иных законных представителей, для их отстранения от личного общения с ребенком и от решения вопросов, относящихся к его судьбе. 

При этом требуемый уровень правовой защиты  интересов частных лиц способна обеспечить лишь судебная форма защиты. Следует учесть, что в соответствии со статьями 70 и 73 СК РФ временное или окончательное прекращение родительских прав (ограничение или лишение) допускается на основании судебного решения. 

Сложно не согласиться с тем, что действующий закон, допуская отобрание детей без судебного решения, создает риск серьезного нарушения прав и интересов как родителей, так и самих детей, допуская их разлучение и невосполнимую утрату их личного общения.

У нас не вызывает сомнения, что закон будет принят и уже с осени начнет действовать.

Что вы думаете по этому законопроекту?! Делитесь комментариями.

Подписывайтесь на наш канал и на наши соцсети (ссылки в шапке профиля).