Каждый международный фестиваль обладает своей особой фирменной фишкой, которая отличает киносмотр от остальных конкурентов. Берлинский кинофестиваль знаменит своей демократичностью, доступностью к просмотру для любого зрителя и социальным подтекстом среди фильмов-участников фестиваля. Одним из примеров таких фильмов является черная трагикомедия британки Салли Поттер «Вечеринка».
Синопсис В доме Джанет целое событие. Её буквально на днях назначили министром здравоохранения в теневом кабинете правительства Великобритании, и по этому поводу женщина решает закатить вечеринку в кругу близких друзей. Когда гости собрались, чтобы поздравить подругу с таким достижением, праздник внезапно омрачает неожиданная новость от супруга Джанет Билла. Его неожиданное заявление провоцирует «взрыв» среди участников, из всех шкафов которых начинают выпадать скелеты, и вскоре дружеские посиделки превращаются в словесные баталии.
Игра актёров Камерность фильма усилила яркость таланта от того звёздного состава, который был задействован в фильме. Кристин Скотт Томас исполнила роль Джанет, образ классической независимой женщины, посвятившей всю свою жизнь карьере, естественно не заметив проблемы, назревшие в её семье. Тимоти Сполл сыграл роль Билла, который пожертвовал многим ради супруги, но под конец жизни решившим, наконец, построить свое личное счастье. Патриша Кларксон в роли давней подруги Джанет Эйприл воплотила образ циничной дамы «за пятьдесят», которая никак не может разобраться с личными проблемами, но при этом без устали указывает, как правильно жить окружающим. Бруно Ганц сыграл роль Готфрида, мужа Эйприл, человека левацких взглядов. Черри Джонс и Эмили Мортимер в ролях Марты и Джинни воплотили образ современных лесбиянок, которые вроде как нашли свое место в этом мире, но при этом так и не смогли разобраться в противоречиях между собой. Наконец, не забываем о Киллиане Мёрфи (который у меня постоянно ассоциируется с образом сурового гангстера Томаса Шелби), воплотившим образ успешного банкира Тома, который на деле оказался обычным человеком, поддавшимся чувству ревности.
Режиссура Салли Поттер сняла камерную трагикомедию о том, что у всех людей, к какому бы статусу они не относились, или каких бы успехов не достигли, имеются такие скелеты в шкафу, которые могут навсегда перевернуть или даже сломать им жизнь. Собственно фильм и построен таким образом, что в первой половине мы знакомимся с героями, олицетворяющими успехи современного мира: вот женщина стала министром здравоохранения Великобритании (пускай и в теневом кабинете), вот две лесбиянки радуются, что одна из них ожидает тройню, вот преуспевающий молодой банкир. Казалась бы, такой красивый почти идеальный мир. Но стоило одному участнику сначала ошарашить остальных неожиданной новостью, а затем добить шокирующим откровением, как со всех героев тут же спали все маски. И вот уже министр здравоохранения едва ли сможет принять новую должность; счастливые лесбиянки лишь притворялись счастливыми; а успешный банкир в действительности крайне несчастлив. Всё бы ничего. Проблема же заключается в том, что режиссер попыталась эту тему смешать с социальным подтекстом, подняв проблему современного здравоохранения Британии, института брака и роли женщин в современности. К сожалению, все эти вставки смотрятся нелепо, как не пришей кобыле хвост, что общая фабула картин становится немного корявой.
Сценарий Собственно, основная изюминка фильма – это его сюжет и камерность. Действие целиком и полностью происходит в доме Джанет, которая вся преисполнена радости в связи со своим недавним назначением на пост «теневого» министра здравоохранения. Пока она вся счастливая возится со стряпнёй на кухне, параллельно изменяя мужу в переписках по SMS, её супруг Билл, словно чем-то подавленный, бездумно слушает старую музыку. Гости потихоньку собираются, кто-то делится новостями из жизни, как например лесбийская пара Марты и Джинни, как вдруг свою лепту в «веселье» вносит Билл. Одни герои начинают критиковать Билла, другие оправдывать его действия, вступая в словесные перепалки между собой, и естественно вскрывая скелеты друг друга. Страсти накаляются. Что еще может произойти? А ведь может, потому что один из героев со злым умыслом притащил с собой на вечеринку пистолет, а порыве эмоций выстрела не миновать. Вопрос, чья голова схватывает пулю, раскрывается в неожиданной и, на мой взгляд, гениальной и безумно смешной концовке.
Итог: СМОТРЕТЬ. Хотя «Вечеринка» имеет незначительные огрехи по части подачи, когда было смешана психология с социальным подтекстом с критиков современной Великобритании, всё-таки фильм понравился именно за счёт идее того, как меняются люди, если поставить их в неловкое положение. Идеальных людей не бывает, но здесь персонажи превосходят все ожидания, когда буквально каждый прятал неприятного скелета в шкафу.