Колумбийский писатель Габриэль Гарсия Маркес - признанный мастер реализма, в том числе и реализма мистического. Наиболее показательным примером последнего, является его рассказ "Самый красивый утопленник в мире", опубликованный на испанском языке в 1968 году.
К берегу у небольшой деревушки прибивает неизвестного утопленника. Полдня дети играют с его телом, закапывают и выкапывают из песка. Приходят взрослые и весть о покойнике разносится по всей округе. Население прибрежных деревень небольшое и все знают друг друга в лицо. Поэтому очень быстро выясняется, что утопленник - чужак.
Тело переносят в один из домов и очищают от ракушек и тины. Оно практически не тронуто тлением и люди видят, что умерший невероятно красив и статен. Женщины решают, что его необходимо похоронить с соблюдением всех обрядов. Они шьют для него рубаху, приносят самые ценные морские амулеты.
Кто-то из женщин предлагает дать утопленнику ему имя Эстебан. Большинство с этим согласны. Жители настолько проникаются смертью незнакомого им человека, что радуются когда выясняется, что он издалека и именно они смогут его похоронить:
- Благодарение господу, - облегченно вздохнули они, - он наш!
Для покойного из числа жителей выбирают названных отца и мать, братьев и сестер.
Эстебана хоронят в море. При этом никто не решается привязать к его ногам якорь или камень. После возвращения тела морю, люди возвращаются в свои дома и понимают, что что-то изменилось. В честь утопленника им хочется покрасить свои лачуги в яркие цвета, посадить цветы на кручах прибрежных скал и сделать свои двери шире. Мужчины представляют себе моряков, которые будут проплывать мимо их деревень и восторгаясь их красотой говорить:
Там находится селение Эстебана!
Утопленник в рассказе - символ. Он встречается в нескольких произведениях Маркеса и подражателей его творчества. Удивительно, но в рассказе тело неизвестного мужчины объединяет людей вокруг чужого горя. Есть мнение, что утопленник - собирательный образ свободолюбивых латиноамериканских революционеров. Так или иначе, но этот рассказ, пронизанный мистикой, нашел отклик у отечественного читателя.