Найти в Дзене

При своих

Оглавление
Кострома. Мост через Волгу
Кострома. Мост через Волгу

Кострома девяностых – плюшевые джунгли.

Случались разборки, кого-то отстреливали (редко), кого-то сажали – большей частью бизнесменов, проявлявших амбиции, несоразмерные капиталу.

Годами длилось противостояние «красного» и «жёлтого» домов, областной и городской администрации, бодались крепко, пырялись, да расходились.

Митинг в Костроме. Фото Александра Шикалова
Митинг в Костроме. Фото Александра Шикалова

Маленькие олигархи играли в политику - маленькими фигурами на старой шахматной доске.

Маленькие интриганы строили незатейливые комбинации, делая копеечные ставки.

Социальные лифты то включали, то отключали, но подняться на пятый этаж можно было и пешком, а выше лифт всё равно не ходил.

Костромские телевизионщики. Фото Юрия Чеботарёва
Костромские телевизионщики. Фото Юрия Чеботарёва

До нужного человека – одно или два рукопожатия. Среди родных, знакомых, близких обязательно есть кто-то, кто вместе с ним ходил в детский сад или учился в школе, ездил в колхоз на картошку или служил в армии. Или лежал в одной больничной палате. Или играл в преферанс по пятницам. Или ходил на охоту. Или они - соседи по даче. Или их жёны – двоюродные сёстры. Или их дети подружились в пионерском лагере. Или они стригутся у одного парикмахера.

Провинциальная геометрия: круг знакомств определяет кривую карьеры.

Принадлежность к определённому слою обеспечивает уверенность, что у тебя есть прикрытие. Можно менять место работы, сферу профессиональных и личных интересов, политические пристрастия и даже покровителей: если ты свой, ты всегда свой.

Никита Михалков в Костроме.  Фото Бориса Коробова
Никита Михалков в Костроме. Фото Бориса Коробова

Конфуз не оставался незамеченным, но не имел роковых последствий. На официальном приёме в епархии высокопоставленный государственный муж, будучи в состоянии неумеренной восторженности, поднялся с бокалом в руках и провозгласил: «За здоровье Господа нашего Иисуса Христа», кто-то выпил, кто-то воздержался, дальше последовали новые застольные речи, более выдержанные с точки зрения богословия.

В Костроме девяностых могли придушить, но не перерывали полностью воздух. Спивались скорее от скуки, чем от безысходности.

Костромская бабуля.  Фото муниципального  архива г.Костромы
Костромская бабуля. Фото муниципального архива г.Костромы

Старых, ещё советских запасов конформизма хватало на всех желающих – и на левых, и на правых, националистов и коммунистов, жириновцев и яблочников. Партий было больше, чем мировоззрений.

Многоцветность постепенно стиралась, свободных ниш оставалось всё меньше.