Постановлением Совета Министров СССР от 25.06.1954 на целом ряде предприятий, занимавшихся выпуском тракторов и автомобилей решено было создать специализированные конструкторские бюро. Подобные бюро (СКБ) обязаны были заниматься разработкой специальных технических средств. Заказчиком техники выступало Министерство обороны Страны Советов. Таким образом СКБ появились на таких крупных заводах, как ГАЗ, МАЗ, ММЗ, БАЗ и др.
Самым первым автомобилем, изготовленным по упомянутой программе стал ЗИС-Э134, имеющий необычный внешний вид. Сборка машины завершилась в августе 55-го, а в октябре начались испытания на местности.
Конструкция отвечала поставленным требованиям по грузоподъёмности – до 3000 кг и до 6000 кг при буксировке дополнительного груза на прицепе. Кроме того, тягач справлялся с препятствиями бездорожья: ухабами, рвами, водными преградами и т.п.
Ходовая часть и управление
При постройке использовались главным образом детали и агрегаты серийных автомобилей, выпускаемых в то время московским автозаводом имени Сталина. К раме ЗИС-Э134 на восьми рессорах были подвешены четыре моста от бронетранспортера ЗИС-152В. Все мосты являлись ведущими, а два передних еще и рулевыми. Управление четырьмя передними колесами осуществлялось с помощью трех продольных и двух поперечных тяг. С целью снижения нагрузок на водителя, был установлен гидроусилитель Львовского завода «Автопогрузчик», действующий на первую продольную тягу руля.
Передача крутящего момента от двигателя к колесам осуществлялась последовательно через гидротрансформатор, коробку передач, раздаточную коробку, коробки отбора мощности и мосты. Соединительные карданные валы были изготовлены из соответствующих изделий автомобилей ЗИС-150, ЗИС-151 и ЗИС-110.
Наличие гидротрансформатора на автомобиле значительно облегчало работу водителя — не требовалось частое переключение передач и автоматически обеспечивалось непрерывное и необходимое тяговое усилие (плавно изменяло передаточное отношение в соответствии с нагрузкой). Отсутствие жесткой связи между двигателем и трансмиссией (наличие гидравлического звена) исключало опасность остановки двигателя при больших перегрузках и демпфировало возможные вибрации. Указанное свойство благоприятно сказывалось на повышении долговечности агрегатов трансмиссии. В корпус гидротрансформатора была вмонтирована небольшая шестеренчатая передача, обеспечивающая реверс. Выходной вал гидротрансформатора соединялся с помощью короткого карданного вала с первичным валом коробки передач.
Коробка передач серийная — от автомобиля ЗИС-150 (но с измененными передаточными отношениями). Крышку коробки передач позаимствовали у бронетранспортера ЗИС-152, потому что на ней был предусмотрен рычаг переключения с изгибом вперед (изгиб рычага позволял водителю удобно переключать передачи в смещенной назад коробке).
Двигатель
ЗИС-120ВК, установленный на ЗИС-Э134 макет №1, был выполнен на базе мотора ЗИС-120 и отличался от серийного образца измененными блоком цилиндров, головкой блока, системой газопроводов и клапанным механизмом. Расположение всех клапанов — верхнее, с приводом через штанги и коромысла от нижнего распределительного вала. Впускной и выпускной газопроводы размещались с противоположных сторон двигателя, причем впускной газопровод имел водяной подогрев.
Испытания
Постройка опытного четырехосного автомобиля-макета завершилась 17 августа 1955 г., после чего началась его обкатка. В ходе пробега протяженностью 1000 км по шоссе Москва-Минск велись наблюдения за работой агрегатов и их температурными режимами. Движение в направлении от Москвы осуществлялось без груза со средней скоростью 42 км/ч. Расход топлива при движении без груза составил 59 л/100 км.
Температура всех агрегатов была нормальной. Также автомобиль показал хорошую устойчивость на всех скоростях движения.
После переезда передними колесами через препятствие четырехосный автомобиль проявил тенденцию к раскачиванию (галопированию) относительно горизонтальной оси, проходящей через середину базы второго и третьего мостов. При малых оборотах двигателя чрезвычайно трудно было осуществить на месте поворот колес из-за недостаточной производительности насоса гидроусилителя. Кроме того, невозможно было повернуть рулевое колесо на месте при неработающем двигателе или при буксировке ЗИС-Э134 другим автомобилем.
При движении по сильно заболоченному лугу площадью 30x70 м со слабым покровом глубиной до 400 мм автомобиль без блокировки дифференциалов при давлении воздуха в шинах 0,3—0,4 кг/см² уверенно прошел заболоченный участок вдоль и поперек.
Автомобиль был изготовлен в единственном экземпляре. Из-за его дороговизны, сложности конструкции, серийное производство этого монстра так и не увидело свет.
Спасибо за внимание, подписывайтесь на мой канал!