Найти в Дзене

Фильм "Маяк": Светить всегда, светить везде, до дней последних донца...

Привет, Друзья!

Совсем недавно мы обсуждали "Ведьму" Роберта Эггерса, а сегодня мы поговорим про фильм этого же режиссёра — "Маяк".

Есть такое негласное правило (если можно так сказать): о творческом потенциале и таланте любого созидателя следует судить не по первому произведению, а по второму. Существуют писатели "одной книги", музыканты "одной песни", актёры "одной роли" и режиссёры "одного фильма". Истинное мастерство — это способность развиваться и ставить перед собой задачи, которые ранее казались неразрешимыми. Давайте же попробуем понять, удалось ли Роберту Эггерсу выдержать "проверку" вторым творением.

Внимание! Несовершеннолетним, беременным, впечатлительным людям — смотреть с осторожностью.

Постер с сайта https://www.kinopoisk.ru/
Постер с сайта https://www.kinopoisk.ru/

Конец 19-го века. На крошечный островок у побережья Новой Англии (снова Новая Англия, как и в "Ведьме") прибывают смотритель маяка и его помощник. Вахта должна продлиться четыре недели, и, казалось бы, ничего не предвещает...

Слева — "маячник" в исполнении Уиллема Дефо. Его напарника играет Роберт Паттинсон. Промо-кадр взят с сайта https://kg-portal.ru/
Слева — "маячник" в исполнении Уиллема Дефо. Его напарника играет Роберт Паттинсон. Промо-кадр взят с сайта https://kg-portal.ru/

Героев в фильме немного: два работника, чайки, остров и, конечно же, Маяк. Остальные персонажи появляются в фильме мельком, иногда только на мгновение, и на развитие сюжета сильно не влияют. Помощник смотрителя — Эфраим Уинслоу — выполняет самую тяжёлую работу: убирает дом, таскает уголь, топит котельную, чистит цистерну питьевой воды, чинит крышу. Его начальник тоже не отлынивает от обязанностей: ведёт журнал, следит за порядком, готовит ужины и управляет Маяком. Кстати, Эфраима до Маяка он не допускает и грубо пресекает любые попытки помощника заговорить о работе с "фонарём".

Линза Френеля, применяемая в осветительном приборе маяка. Нечто подобное мы можем увидеть и в фильме. Фото взято с сайта https://www.pinterest.co.uk/
Линза Френеля, применяемая в осветительном приборе маяка. Нечто подобное мы можем увидеть и в фильме. Фото взято с сайта https://www.pinterest.co.uk/

Томас Уэйк, а именно так зовут персонажа, сыгранного Уиллемом Дефо, обращается с подчинённым как, извините, "повар с картошкой": помыкает им, ругает его за якобы нерадивое исполнение обязанностей. Днём герои почти не общаются, и только за ужином смотритель маяка начинает свои моряцкие рассказы.

Внимание! Фильм лучше всего смотреть в оригинале с субтитрами. При всём уважении к российским мастерам дубляжа стоит отметить, что говор Томаса Уэйка передать в русском переводе в принципе невозможно. Томас "косплеит" морского волка: очень специфический сленг и, не забывайте, события, описываемые в фильме, происходят примерно сто тридцать лет назад.

" DAMN YE! Let Neptune strike ye dead, Winslow! HAAAAAARK!"

Вечерами "маячник" рассказывает, почему он оставил море, да только рассказы его всякий раз отличаются. Он пьёт какой-то алкоголь (кстати, интересно, какой? Скорее всего, самогон) и очень хочет, чтобы его напарник тоже выпил. Но Эфраим всё время отказывается, ссылаясь на должностную инструкцию. У каждого из них свои тайны. Томас не понимает, что "такой красавчик" Эфраим делает в этом забытом богом месте. Герой Роберта Паттинсона пытается выяснить судьбу бывшего напарника Томаса Уэйка.

Ужин. Кадр взят с сайта https://lifehacker.ru/
Ужин. Кадр взят с сайта https://lifehacker.ru/

Эфраиму постоянно мешает чайка: не даёт зайти в сарай, нападает при осмотре цистерны питьевой воды. Уинслоу в порыве гнева убивает морскую птицу (а это плохая примета по словам Уэйка).

Постер с чайкой. Взято с сайта https://kg-portal.ru/. У чайки в фильме нет одного глазика, но не переживайте: этот эффект добавили при помощи компьютерной графики. А чайка настоящая.
Постер с чайкой. Взято с сайта https://kg-portal.ru/. У чайки в фильме нет одного глазика, но не переживайте: этот эффект добавили при помощи компьютерной графики. А чайка настоящая.

Сразу после этого направление ветра меняется, и начинается шторм... В последний вечер вахты Эфраим нарушает свой сухой закон, пьёт и поёт моряцкие песни вместе с Томасом Уэйком. На следующий день герои осознают, что корабль за ними не пришёл...

А корабль не пришёл, и продуктов не прислали... Нас осталось только два, мы с тобою на причале... Кадр взят с сайта https://www.azcentral.com/
А корабль не пришёл, и продуктов не прислали... Нас осталось только два, мы с тобою на причале... Кадр взят с сайта https://www.azcentral.com/

Позже мы узнаем, что случилось с предыдущим помощником Уэйка, и почему Эфраим (и Эфраим ли он) отправился работать на остров... Позволю вам самим получить ответы на эти вопросы при просмотре "Маяка". Не давая спойлеров (хотя, если честно, спойлер этому фильму дать в принципе невозможно), скажу, что нас ждёт ещё больше загадок. Давайте узнаем интересные факты про кинокартину, а потом я поделюсь своими ощущениями и мыслями.

Внимание! Возможны спойлеры.

  • Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон рассказывали, что они мало общались друг с другом во время съёмок и были вымотаны, чтобы разговаривать после работы. Дело совсем не в неприязни актёров друг к другу: съёмки в отвратительную погоду отнимали все силы. С начала апреля по начало мая 2018 года, когда снимали фильм, в Новой Шотландии дневная температура редко поднималась выше 10 градусов, почти каждый день шли дожди.
Мыс Cape Forchu, где происходила часть съёмок. Фото взято с сайта https://wheresmikeatnow.wordpress.com/
Мыс Cape Forchu, где происходила часть съёмок. Фото взято с сайта https://wheresmikeatnow.wordpress.com/
  • Акцент персонажа Роберта Паттинсона (услышать этот говор можно только при просмотре фильма в оригинальной озвучке) — акцент фермеров штата Мэн конца 19 века. В речи Уиллема Дефо много слов из жаргона рыбаков и моряков Атлантического океана.
  • Существует легенда, что сюжет фильма "Маяк" частично основан на реальной трагической истории, случившейся в Уэльсе в начале 19 века. Работали на маяке Томас Хауэлл и Томас Гриффит (обратите внимание, их обоих зовут так же, как и героев фильма; ой, спойлер) и всё время ссорились. Гриффит погиб в результате несчастного случая, а Хауэлл, испугавшись, что его обвинят в убийстве, соорудил для напарника временный гроб и подвесил его к балке маяка. Гроб вскоре частично был разрушен ветром, и рука несчастного Гриффита начала как бы махать напарнику (друзья, вы понимаете, что готический романтизм родился не на пустом месте). Хауэлл старался в меру сил исполнять свои обязанности и поддерживать работу маяка. Прибывшая команда отметила, что психика Хауэлла совсем расшатана, и он близок к помешательству. Кстати, после этого случая отдалённые маяки всегда обслуживали бригады, состоящие минимум из трёх человек.
  • Сцена, в которой Томас Уэйк мощно проклинает героя Роберта Паттинсона за то, что тому не нравится приготовленный Томасом лобстер, была снята одним дублем. А проклятие-то забористое, морское, с упоминанием Посейдона, Тритона и Протея — древнегреческих богов моря.
  • Перед началом съемок актёры прорабатывали исполнение своих ролей с режиссёром. Дефо репетировал с удовольствием, а вот Паттинсон внимательно читал сценарий и размышлял. Роберт считал, что репетиции разрушат спонтанность и магию первого впечатления. Роберт Эггерс рассказывал в одном интервью: "...Роб ненавидел репетировать, хотел удивить меня и Уиллема, но, главное, удивить себя тем, что он будет делать в кадре. Роберт отлично играет в первом дубле, и он боялся, что репетиции испортят это..." Вообще, Паттинсон очень серьёзно подходил к "вживанию" в роль.
Вот они, наши дружочки Уиллем и Роберт. Живые и симпатичные. Кадр фотосета к презентации фильма взят с сайта https://epscape.com/
Вот они, наши дружочки Уиллем и Роберт. Живые и симпатичные. Кадр фотосета к презентации фильма взят с сайта https://epscape.com/
  • Во время съёмок фильма чайка не пострадала;-). Для одной сцены (и вы поймёте при просмотре для какой) использовали резиновый муляж.
  • На первой странице сценария Роберт Эггерс написал: "Фильм должен быть чёрно-белым с соотношением сторон экрана 1.19:1, аудио: моно". Возьмите старые (очень старые) фотографии: как необычны они нашему глазу. Изображение в фильме почти квадратное. Это как будто возвращает нас к кино 20-х и 30-х годов прошлого века и заставляет поверить в то, что события происходят в конце 19-го века. В "Ведьме" Эггерс тоже применил подобный приём. Вы помните, картинка в "Ведьме" построена так, что помещения внутри кажутся тесными, а деревья в лесу — очень высокими. При съёмках "Маяка" режиссёр пошёл ещё дальше: тесными становятся не только комнаты, но и "свежий воздух". Герои на острове, они не могут покинуть его просто по желанию. Считается, что Роберт Эггерс снимал фильм в стиле Фрица Ланга и Фридриха Вильгельма Мурнау, но я думаю, что он не копировал мастеров прошлого, а создавал свой стиль, с уважением обращаясь к классике.
  • Все здания, которые мы видим на экране, построены специально для фильма. Для съёмок на мысе Cape Forchu, где гуляет жестокий ветер с Атлантики, соорудили прочную модель маяка.
  • Для роли в фильме Уиллем Дефо научился вязать. Не знаю, насколько это пригодилось: сцена, где Томас Уэйк вяжет, длится всего несколько десятков секунд. Хотя о чём это я: теперь Уиллем может вязать свитеры родным и близким, и, надеюсь, свяжет что-нибудь нашему каналу;-). Кстати, в одном интервью Дефо сказал, что его любимое занятие — стирка.
Герой Дефо вяжет. Кадр со съёмок взят с сайта https://www.robertpattinsonau.com/
Герой Дефо вяжет. Кадр со съёмок взят с сайта https://www.robertpattinsonau.com/
  • Сцена, в которой глаза Томаса Уэйка освещают лицо героя Паттинсона, почти полностью повторяет картину 1904 года "Hypnose" немецкого художника Карла Александра Шнайдера.
Слева — кадр из фильма. Справа — картина. Взято с сайта https://dtf.ru/
Слева — кадр из фильма. Справа — картина. Взято с сайта https://dtf.ru/

"Маяк" — это не фильм ужасов, и вряд ли напугает вас "до чёртиков". Как бы парадоксально это ни звучало, но "Маяк" — это крепкая "производственная драма": люди много работают, они заперты на небольшом клочке суши посреди бушующего моря, а это сильное испытание для психики. Очень удивляют рецензии, в которых говорится, что герои "бесятся" от безделья. Обслуживать маяк, нести ночные вахты, таскать тележки с углём, топить котельную, убирать, чинить, готовить еду, противостоять стихии, понимая, что от тебя зависят жизни моряков — это конечно безделье. То ли дело в офисе сидеть или обзоры писать;-). Да, во время ужина герои позволяют себе расслабиться (иногда даже чересчур). В какой-то момент Томас и Эфраим с головой погружаются в запой, но продолжают трудиться.

Кадр взят с сайта https://lifehacker.ru/
Кадр взят с сайта https://lifehacker.ru/

Что они пьют, когда заканчивается самогон? Науке это не известно:-). Судя по фильму или керосин, или скипидар, но человеческие существа к этому слабо приспособлены.

Дикая пьянка у лестницы. Кадр взят с сайта https://lifehacker.ru/
Дикая пьянка у лестницы. Кадр взят с сайта https://lifehacker.ru/

В фильме много физиологии: герои чавкают, пускают газы, сморкаются, громко сопят и храпят. Этим (как и черно-белой картинкой) "Маяк" немного напоминает "Трудно быть богом" Алексея Германа (и смотреть "Маяк" иногда так же неприятно, как и фильм Германа). Сам Роберт Эггерс комментирует это так:

"Фильм вульгарный и вызывающий. Во многом он шокирует, но это то, к чему мы стремились. "Ведьма" была сдержанной историей, а Маяк" должен был восприниматься очень серьёзно. Но вместе с тем, мы хотели получить возможность посмеяться над страданиями. Мне понравилась такая идея: вы садитесь смотреть "Маяк" и думаете: "Чёрт, я не подписывался смотреть венгерский арт-хаус", а потом Уиллем пукает, и вы думаете: о, есть надежда!.."

Изумляют и отзывы, в которых героя Паттинсона сравнивают с Прометеем: ведь он пытается получить доступ к Маяку (то есть добыть огонь), а потом его клюют птицы. Прометей похитил огонь с Олимпа для того, чтобы дать его людям. Эфраим (точнее, совсем не Эфраим, как мы узнаём из фильма) хотел божественного огня только для себя, поэтому данное сравнение некорректно.

Роберт Паттинсон играет в "Маяке" изумительно. В Уиллеме Дефо мы никогда не сомневались, но Роберт... Знаете, при всей нашей любви к Хоакину Фениксу давайте скажем честно: уж кто и заслужил премии "Оскар" за лучшие роли в фильмах прошлого года, так это Уиллем и Роб.

Возможно, режиссёр решил снимать черно-белый фильм не только для того, чтобы погрузить нас в атмосферу конца 19-го века. Обратите внимание, в фильме нет ни одного солнечного кадра: пасмурные и дождливые будни следуют один за другим. Всё как будто в дымке, и наши герои — ёжики в тумане, только Ёжика не будет ждать верный друг Медвежонок. Давайте предположим, что Эггерс показывает нам, что тьма повсюду, она рядом даже при свете дня. Тьму в душе трудно победить, но герой Уиллема Дефо пытается сделать это с помощью маяка. Персонаж Паттинсона тоже хочет подняться к фонарю, чтобы освободиться от демонов прошлого. Луч маяка пронзает темноту страшной ночи и даёт надежду отчаявшимся морякам, но свет маяка — это не свет Солнца, это сияние из иных миров. Маяк заключает договор с Томасом и забирает его душу. Чем дольше смотритель работает с маяком, тем меньше он похож на человека, как герои команды Дэви Джонса в фильме про пиратов. "Часть команды — часть корабля" (в данном случае — часть маяка), и, возможно, поэтому Томас не пускает Эфраима к фонарю. И поэтому Маяк "не принимает" Эфраима.

Помните, Томас говорит, что чайки — души умерших моряков, поэтому их нельзя обижать. Чайка, преследующая Эфраима, как будто ревнует, злится, нападает на Уинслоу. Возможно, чайка — душа предыдущего напарника маячника Томаса. У чайки нет одного глаза, как не было его и у бывшего помощника (в одной сцене мы это понимаем).

После фильма у зрителя остаётся множество вопросов. Хоть я и пытался ответить на некоторые из них, но и сам остался в недоумении. Режиссёр Роберт Эггерс не спешит делиться секретами, но, может, нам и не хочется знать разгадку.

Ещё один постер. Взято с сайта https://www.kinopoisk.ru/
Ещё один постер. Взято с сайта https://www.kinopoisk.ru/

Фильм может вам не понравиться, и в этом нет ничего страшного. Смотреть его нелегко, пересматривать — ещё сложнее. Мы не понимаем, что происходит на самом деле, а что — только в воображении героя Паттинсона (обратите внимание при просмотре, что все необъяснимые события происходят только когда в кадре Эфраим). Неприятное чувство возникает у зрителя еще и потому, что мы как бы подглядываем за героями. В кино мы всегда смотрим на жизнь персонажей, но при просмотре "Маяка" зрителю неловко: будто, бледнея и потея, читаешь чужое письмо.

В "Ведьме" герои столкнулись со злом из дремучего леса, а в "Маяке" противник посерьёзней — хтонические существа из моря, но в обоих фильмах нам хорошо показано, что самые страшные демоны скрываются внутри нас. Ведь если мы создали древних богов, то мы изначально страшнее любой придуманной нами жути...

В фильме много отсылок к литературным произведениям и живописи. Помните, я говорил, что в фильме "Барри Линдон" Стэнли Кубрика почти любой кадр является картиной. То же самое мы можем сказать про "Ведьму" и "Маяк".

К изучению творчества Роберта Эггерса мы ещё вернёмся.

Друзья, смотрите фильм, делитесь впечатлениями и, как говорят классики, ставьте лайки и подписывайтесь.

Режиссёр: Роберт Эггерс

Название фильма: "Маяк" ("The Lighthouse"), 109 минут, США-Канада, 2019 год

Жанр: Ужасы, Драма, Мистика, Психология

При написании обзора использовались материалы с сайтов: https://www.imdb.com/, https://en.wikipedia.org/, https://ru.wikipedia.org/, https://www.kinopoisk.ru/, https://www.factroom.ru/, https://www.hollywoodreporter.com/, https://films-news.ru/, https://esquire.ru/, https://lifehacker.ru/ и другие источники.