Найти в Дзене
Из истории науки

Как возникла геометрия

Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек породы де­ревьев от тех, которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких или ядовитых и т. д. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы. Эти орехи очень похожи на шар. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имевшие форму куба. Иногда в горах они находили кристаллы кварца и других минералов, из которых делали свои орудия. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами. Эти формы они использовали, изготовляя каменные орудия. Уже 200 тысяч лет тому назад были изготовлены орудия сравнительно правильной геометрической формы, а потом люди на­учились шлифовать их. Отшлифованное орудие позволяло быст­рее срубать деревья, разрезать мясо, лучше охотиться на зверей. Специальных названий для геометрических фигур сначала, ко­нечно, не было. Говорили: «такой же, ка

Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек породы де­ревьев от тех, которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких или ядовитых и т. д. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы. Эти орехи очень похожи на шар. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имевшие форму куба. Иногда в горах они находили кристаллы кварца и других минералов, из которых делали свои орудия. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами.

Эти формы они использовали, изготовляя каменные орудия. Уже 200 тысяч лет тому назад были изготовлены орудия сравнительно правильной геометрической формы, а потом люди на­учились шлифовать их. Отшлифованное орудие позволяло быст­рее срубать деревья, разрезать мясо, лучше охотиться на зверей. Специальных названий для геометрических фигур сначала, ко­нечно, не было. Говорили: «такой же, как кокосовый орех» или «такой же, как соль» и т. д. Некоторые формы фигур ка­зались особо красивыми. И действительно, нельзя без восхищения смотреть на красоту кристаллов, цветов, обитателей мор­ских глубин.

А когда люди стали строить дома из дерева, пришлось глуб­же разобраться в том, какую форму следует придавать стенам и крыше, какой формы должны быть бревна и т. д. Стало ясно, например, что, не обтесав бревен, дома из них не построишь: они покатятся. А крыша должна быть наклонной, чтобы с нее стекал дождь. Люди научились вытесывать из древесных ство­лов прямоугольные балки. И, сами того не зная, все время зани­мались геометрией. Геометрией занимались женщины, изготов­ляя одежду; охотники, изготовляя наконечники для копий или бумеранги особо сложной формы; рыболовы, делая такие крюч­ки из кости, чтобы рыба с них не срывалась. Только самого слова «геометрия» тогда не было, а форма тел еще не рассмат­ривалась отдельно от других их свойств.

Давно уже люди заметили, что глина не пропускает воду. Из нее лепили они горшки и другую посуду. Однако глина была очень мягкой и непрочной. Но однажды, поставив горшок в кос­тер, древний человек обнаружил, что посуда стала твердой и прочной. До нас дошли обломки древней глиняной посуды, по которым можно видеть, как лучше и лучше овладевал человек различными геометрическими формами. И вот настал день, ког­да был изготовлен первый гончарный круг. На нем уже можно было придавать посуде округлую форму. И не случайно поэты сравнивали с гончарным кругом вращение небесного круга.

А когда стали строить здания из камня, пришлось перетас­кивать тяжелые каменные глыбы. Для этого издавна применяли катки. И было замечено, что перекатка тяжелого камня стано­вится легче, если для катка взято прямое дерево и от него отре­зан кусок с почти одинаковой толщиной в начале и конце. Так люди познакомились с одной из важнейших фигур — цилинд­ром. Скалками цилиндрической формы пользовались и женщи­ны, раскатывая белье после стирки.

Перевозить грузы на катках было довольно трудно, потому что сами древесные стволы весили много. Чтобы облегчить ра­боту, стали вырезать из стволов тонкие круглые пластинки и с их помощью перетаскивать грузы. Так появилось первое колесо. Это было замечательным открытием.

«Колесо? Что же тут замечательного?»— подумаете вы. Но так кажется только на первый взгляд. Представьте себе на се­кунду, что вдруг случилось чудо и на земле исчезли все колеса. Это было бы настоящей катастрофой! Остановятся автомоби­ли и поезда, замрут заводы и фабрики, перестанут давать ток электростанции. Словом, все пойдет кувырком! Потому что в каждой машине — от карманных часов до космической раке­ты — работают десятки и сотни самых разнообразных колес.

Выходит, что неизвестный изобретатель первого колеса действительно сделал великое открытие. Воины на боевых колесницах, запряженных лошадьми, легко побеждали пеших врагов.

Но не только в процессе работы знакомились люди с геометрическими фигурами. Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище. И многие созданные давным-давно украшения тоже имели ту или иную геометрическую форму. Бусинки были шарообразными, браслеты и кольца имели форму окружности и т. д. Древние мастера научились придавать кра­сивую форму бронзе и золоту, серебру и драгоценным камням. А художники, расписывавшие дворцы, находили все новые геометрические формы — многие из них дошли до наших дней.

Различной была и геометрическая форма крестьянских по­лей. А для того чтобы взимать налоги, надо было знать их площадь. Гончару надо было знать, какую форму следует придать кубку или амфоре, чтобы в них входило то или иное количество жидкости. Астрономы, наблюдавшие за небом и да­вавшие на основе этих наблюдений указания, когда начинать полевые работы, должны были научиться определять положе­ние звезд на небе. Для этого понадобилось измерять углы. Так практическая деятельность людей привела к дальнейшему углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии. Люди стали учиться измерять и площади, и объемы, и длины и т. д.

В Египте умели находить объемы довольно сложных фигур. Вот что писал один из египетских писцов другому:

«Необходимо сделать насыпь в 730 локтей длины и 55 лок­тей ширины, состоящую из 120 ящиков, наполненных землей и перекрытых тростником. В верхней части ее высота 60 лок­тей, в середине — 30 локтей, уклон ее — дважды по 15 локтей, а настил — 5 локтей. Спрашивают у военачальников, сколько для этого укрепления потребно кирпичей, и собрались все пис­цы, и ни один из них ничего не знает, они все полагаются на Тебя и говорят: «Мой друг, Ты — искусный писец, сосчитай это для нас поскорей... Не допусти, чтобы о Тебе сказали: «Есть также и такие вещи, которых и Ты не знаешь».

Насыпь, которую надо было построить, имела сложную фор­му. А египетские писцы умели справляться и с такими труд­ными задачами. Откуда они узнали, как это делать, известно мало. В дошедших до нас папирусах никаких выводов правил нет. Обучение писцов в те времена сводилось к зубрежке без какой-либо попытки понять, почему надо применять такое правило, а не иное. Из-за этого наряду с верными правилами в египет­ских свитках встречаются и ошибочные.