Найти тему

Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA

В Жуковском, неподалёку от въезда на территорию ЛИИ им. Громова, установлен самолёт Ту-144 RA-77114. Самолёт этот интересен по трём причинам: это последний летавший Ту-144, это единственный Ту-144 с двигателями от Ту-160 и это первый советский самолёт, участвовавший в испытаниях NASA.

Самолёт с номером СССР-77114 был выпущен в 1981 году на Воронежском авиазаводе, став предпоследним Ту-144, доведённым до лётного состояния. Коммерческая эксплуатация Ту-144 к этому моменту уже была прекращена, поэтому пассажирского салона самолёт не получил. Однако это не помешало самолёту подняться в воздух - в 1983 году на нём установили три мировых рекорда.

-2

В середине 80-х Ту-144 решили использовать для исследования радиационной обстановки атмосферы. Научные полёты проводились над территориями Севера, Сибири и Казахстана. В 1989 году предполагался новый цикл полётов, было обновлено научное оборудование, однако из-за финансовых трудностей к испытаниям так и не приступили. А уже в 1990 году борт 77114 выполнил свой последний в советской истории полёт.

-3

В 1994 году полётами на Ту-144 заинтересовались в NASA. В США к тому времени уже несколько лет велись исследования по программе HSR (High-Speed Research), целью которой было создание пассажирского сверхзвукового самолёта второго поколения. КБ Туполева ещё в 1990-м году предлагало сотрудничество американским коллегам, поэтому когда NASA понадобился самолёт для лётных испытаний, они знали куда обращаться.

-4

Для исследовательских полётов на Ту-144 установили новые двигатели - вместо штатных РД-36-51А самолёт оснастили НК-32-1, обновили топливную систему, усилили крыло и установили контрольно-записывающую аппаратуру. Изменилась и ливрея самолёта - вместо традиционной "аэрофлотовской" окраски Ту-144 выкрасили в белый цвет, на фюзеляж нанесли название самолёта, а на киле появились изображения двух флагов - российского и американского. Тогда же самолёт получил имя "Москва" и официальное обозначение Ту-144ЛЛ.

-5

Полёты по контракту с NASA борт 77114 начал в конце 1996 года. За полтора года самолёт совершил три десятка полётов, в числе которых было несколько испытаний в интересах корпорации Boeing. Американский производитель самолётов, несмотря на провал проекта 2707, продолжал интересоваться темой пассажирского сверхзвука. Для Boeing Ту-144 выполнил 8 полётов (полёты по всей видимости выполнялись для проекта Boeing Sonic Cruiser, отменённого в 2002 году).

-6

Работы по проекту HSR были прекращены в 1999 году. Тогда же совершил последний полёт борт 77114, поставив точку как в своей лётной карьере, так и на полётах всей программы Ту-144. С тех пор советские "суперсоники" больше не поднимались в небо.

-7

После окончания испытательных полётов борт 77114 остался в Жуковском. Самолёт дважды демонстрировался на авиасалоне МАКС: в 1999 и в 2001 годах. В 2003 году двигатели НК-32-1 сняли, вернув на их место РД-36-51А.

В итоге в Жуковском этот Ту-144 простоял 20 лет, пока в июле 2019 года его не установили на въезде в Жуковский. Самолёт установили во взлётно-посадочной конфигурации: с опущенным носом и выпущенными "ушками"-ПГО. Российско-американскую ливрею заменили на советскую ливрею "Аэрофлота" и вернули советскую регистрацию СССР-77114.

Сейчас это второй в России Ту-144, который можно увидеть не на территории музея (первый СССР-77107 в Казани).

Материалы по теме:

Судьба самолёта: история Ту-144, дважды севшего на грунт

Судьба самолёта: печальная история Ил-18 СССР-75767

Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"

Аэропорт МинВод: заброшенная метеостанция и старые "Туполевы"

Кладбище авиатехники на Ходынке: судьба самолётов

Судьба самолёта: история шереметьевского Ил-62

Из России в Азию: что ждёт Ту-204 Red Wings?

Звезда севера: история последнего в России Boeing 737-300

Ту-204С: последний советский "грузовик"