Найти тему

МЕДИТАЦИЯ ОСТАНОВКИ МЫСЛЕЙ (изучаем Сефер Ецира)

Существует мнение, что в Сефер Ецира почти каждый отрывок текста дает инструкции по медитации. Такого взгляда, в частности, придерживается Арье Каплан - один из современных комментаторов этой книги. Поскольку он писал свой комментарий на английском, его сегодня в целом читает в мире гораздо больше людей, чем классические комментарии средневековья.Каплан известен также рядом других своих книг - например, "Еврейская медитация", "Медитация и Каббала" и т. д.

Чему тут удивляться, если и в Сефер Ецира он снова нашел медитацию? Он предлагает большинство глаголов в этой книге читать в повелительном наклонении: например, "сформируй" вместо "сформировал", "замени" вместо "заменил" и т. д.

Это базируется на том, что в иврите повелительное наклонение отличается от изъявительного только буквой Вав, которая в старых текстах действительно иногда пропущена. А затем эти повелительные глаголы Каплан толкует как инструкции к различным медитативным практикам.Во всей книге есть, пожалуй, лишь одно место, которое точно написано в повелительном наклонении и точно связано с медитацией.

Это 8-я мишна 1-й главы:"Огради свой рот от разговора и свое сердце – от размышления. А если бежит сердце твое, вернись на место, ибо потому и сказано: «Животные бегут и возвращаются», и об этом заключен союз".«Ограждение сердца от размышлений», о котором говорится в этой мишне, встречается в различных мировых источниках под названиями «состояние пустоты», «остановка внутреннего диалога», «стирание мыслей» и множеством других имен.

Обычный мысленный поток, который каждый человек переживает в сознании, является отражением на поверхности ума постоянно протекающих реакций внутри желания. За каждой мыслью можно проследить определенное желание чего-то достичь, обрести или сохранить. Обратная сторона желания – страх не достичь или потерять. Структуры желаний, сформированные внутри эго, постоянно вступают в реакции друг с другом и с внешними факторами, а ум отражает эту игру возникающими в нем мыслями.Целенаправленная остановка мыслей приводит к тому, что и желания выравниваются, а затем отступают на задний план, ослабляя свою хватку. Человек ощущает, будто ему не так уж и важно, случится ли в его жизни то или иное, получит ли он желаемое, поведут ли себя другие люди тем или иным образом и т. п.

Продолжение этой практики ведет к чувству глубокого освобождения: волевой потенциал, вложенный в движение к определенным целям, заточенный в борьбе и метаниях вокруг их достижения, высвобождается и возвращается к общему центру – к точке «я» самого человека, откуда он может вновь с чистого листа выбрать, что и насколько в его жизни по-настоящему важно. Таким образом, первоначально принятое на себя ограничение в итоге ведет к расширению и освобождению.Именно это состояние освобождения воли от заточения в круговороте мыслей, позволяет в дальнейшем постичь высокие духовные истины. Дело в том, что в обычном состоянии мысли и вся душевная энергия человека привязаны к наиболее простым и насущным вопросам.

Если понаблюдать за содержанием повторяющихся мыслей, быстро выяснится, что у среднего человека они касаются быта или отношений в социальном плане, в некоторых случаях – эстетических впечатлений от искусства. Те функции и задачи, которые нам приходится выполнять постоянно, завладевают волей и мыслями, и на этом фоне более высоким прозрениям уже не остается возможности «пробиться» через этот плотный слой.Освобождение от желаний низшего плана расчищает место для того, чтобы видеть и воспринимать то, что происходит на высшем.

Собранную душевную энергию теперь можно заново «инвестировать», но уже в совершенно других направлениях – например, сфокуссировать ее на любви к Творцу или на развитии психических способностей и т. п.

автор текста: Бецалель Ариэли