Найти в Дзене
Посмотрим

Как художник Пимоненко споткнулся на популярности своей картины "Домой" - и получил выговор от передвижников

Художник Николай Корнильевич Пимоненко (1862-1912) - киевлянин, но учился у Петербурге, в Академии художеств (правда, вынужден был бросить учёбу из-за болезни и вернуться на родину), был членом Товарищества передвижников, выставлялся в Европе.

Нельзя сказать, что его художника Пимоненко и сейчас широко известно, но вот его картины - были очень популярны у зрителя при жизни художника и многим покажутся знакомыми сегодня. Картину Пимоненко "Украинская ночь" можно встретить на обложке издаваемой в наши дни книги или в шуточном ремейке - это ли не популярность?!

Картины Пимоненко репродуцировались на открытках и шли в народ ещё при его жизни. Собственно, это и стало причиной скандала.

Одной из таких популярных картин была работа Пимоненко "Домой" ("Додому", если по-украински): едва держащегося на ногах мужа дома встречает жена, готовая задать ему хорошую трёпку. Казалось бы, что тут может быть скандального? Картина агитирует за трезвость и прославляет матриархат...

Николай Пимоненко. Домой. 1894
Николай Пимоненко. Домой. 1894

Открытки - это хорошо, это слава. Но однажды картина "Домой" появилась в качестве этикетки на бутылках с крепким напитком под называнием "Спотыкач". Его производила компания "Н.Л. Шустов с сыновьями", которая славилась агрессивной и при этом креативной рекламой: про напитки этого бренда сочиняли куплеты, а специально нанятые люди громко заказывали в питейных заведениях именно шустовскую продукцию. В рекламных целях использовался даже суд! В конце XIX века производители алкоголя Смирновы и Шустовы судились из-за использования торговой марки "Спотыкач": иск был копеечный, но о слушаниях писали все газеты, адвокаты сторон заливались соловьём, нахваливая напитки, название было у всех на слуху - подозревают, конкуренты просто договорились о таком пиаре.

Картина Пимоненко "Додому" на открытке и на бутылке (раритет до сих пор можно найти на аукционе).
Картина Пимоненко "Додому" на открытке и на бутылке (раритет до сих пор можно найти на аукционе).

Словом, многие неплохо заработали на участии в рекламных кампаниях бренда. Многие, но не Пимоненко. Его картину на этикетку поместили, не спросив разрешения. Но передвижники этого не знали, а потому, увидев живописно декорированные бутылки, отправили гневное письмо художнику:

- Мы считали тебя честным человеком и нашим товарищем, которым гордились, избрали тебя членом нашего общества за известность в художественном мире, ты стал академиком, но, оказывается, тебе этого мало! Ты пустился на низкие, подлые вещи, опозорил все наше общество, ты продал право на печатание своей картины «Домой» Шустову — водочному фабриканту, для этикетки к водке. Приезжай в Москву, полюбуйся, какую устроили тебе рекламу: девять человек по числу букв «Спотыкачъ» дефилируют по всем улицам Москвы с твоей картиной…

Пимоненко приехал. Полюбовался. И отправился к Шустову. Тот сначала отпирался - мол, не знаю такой картины. Но потом предложил художнику гонорар. Тут уж упёрся Пимоненко: от денег отказался и обратился в суд - с требованием запретить водочному магнату размещать его картину на бутылках с зельем. И художник выиграл: суд постановил изъять из продажи бутылки с картиной Пимоненко и уничтожить даже еще не наклеенные на бутылки этикетки.