Найти тему
Вандерласт

Простая школа: место, где сложное и высокое становится ближе

Интервью

Как давно вы испытывали прилив вдохновения? А пробовали рисовать когда-либо или вам кажется, что это «не про вас»?

Рисование — чудесный творческий процесс, который способен пробудить фантазию и подарить множество идей. Творить понемногу для хорошего настроения и появления новых нейронных связей, будет полезно каждому из нас. А если делать это в пространстве, где каждый сантиметр пронизан вниманием и творчеством, а основатели заботятся об учениках настолько, что наладили производство ортопедических подушек, то можно стать настоящим художником.

Герои этого материала, Дима и Никита, создали удивительный проект — художественную школу в самом сердце Москвы. Назвали проект очень скромно — «Простая школа». Читайте и решайте для себя, правда ли искусство — это настолько просто?

-2

Как всё начиналось? Почему вы избрали именно художественное направление для дела жизни?

Дима: Мы не выбирали, оно само нас выбрало. Вначале тебе с детства нравится рисовать, потом ты идёшь в художественную школу, потом в художественный институт — везде рисуешь. Вот и «дорисовались» до школы. Вообще, в детстве я не планировал стать художником или преподавать в школе, просто у меня семья художественная и рисовать я люблю (Улыбается).

Никита: Я закончил художественную школу, но мои родители никак не связаны с искусством, просто интеллигентные люди. Поэтому, в детстве часто бывал в музеях, ничего оттуда не вынес, но знал имена. Лица рисовать у меня не получалось и я рисовал мотоциклистов в шлемах или штрихами, вот такой выход из из положения (Улыбается). В художественной школе занимался у очень хорошего преподавателя, Михаила Бабенкова, а сейчас он у нас преподает. Вот такой удивительный ход жизни.

А как вы познакомились и когда решили открыть свою школу?

Дима: Мы с Никитой вместе учились в Строгановке, с разницей в год. Там познакомились и сдружились. Можно сказать, что строить «Простую школу» мы начали в далёком 2004 году. Изначально вели факультатив набросков в Строгановке, потом сняли свою мастерскую, вели рисунок там, а в итоге, потихоньку получилась целая школа.

Здорово! Кто приходил рисовать на ваш кружок в Строгановке? Студенты младших курсов или однокурсники?

Дима: Хочу сказать, что факультатив набросков в Строгановке открыли не мы, он был и в 50-х годах в том или ином виде. Я же к нему прикоснулся, когда был лаборантом. Вначале просто помогал с подготовкой аудитории, а занятия вели другие преподаватели. Через два года мы с Никитой взяли ответственность за эти занятия на себя. Стали их подготавливать, улучшать, потому что были большими энтузиастами этого дела.

Ходили студенты всех курсов и вся рисующая Москва, потому что у нас были хорошие модели и большая аудитория. Пока в Строгановке не установили турникеты, приходили даже из других ВУЗов и просто художники. Максимум на занятии бывало около двухсот человек.

-3

Что получалось легко или наоборот, заводило в ступор при основании «Простой школы»? Что было самым сложным?

Дима: Сложности были, но, в основном, бытовые. Всё остальное легко давалось, потому что мы делали для себя. Сами рисовали, создавали среду, в которой нам было бы хорошо, и смотрели, что можно сделать ещё лучше. Повышали активность, аккуратность, опрятность, чёткость всего этого дела.

Чем вдохновляетесь в обычной жизни?

Дима: Я не очень люблю слово «вдохновляться», оно размытое. Меня радуют и интересуют разные вещи. Любые наблюдения, моменты, когда я уделяю внимание людям, выставки, погода. Меня интересуют вещи, связанные с изобразительным искусством — композиция произведения, его пластика, воздействие на зрителя, технические тонкости. Всё это накапливается в голове и даёт «выхлоп» в области личной рисовальной практики или идей для новых занятий.

Никита: Всё абсолютно, каждая секунда жизни. Никогда не знаешь, что станет следующим толчком, что ты увидишь, услышишь и чем вдохновишься. Точно могу сказать, что меня сильно вдохновляют совместные действия.

Взаимодействие и энергообмен вдохновляют, согласна. А бывали необычные места, где приходилось рисовать или заниматься творчеством?

Дима: Одного самого необычного не назову, их много. Мы рисовали на крыше дома Наркомфина, в ангаре со старой техникой, в Музее индустриальной культуры и в подъезде роскошного дома в Тбилиси, партизански туда забравшись. У каждой этой истории своя особенность, и я не могу выделить одну как самую-самую.

Чтобы заниматься у вас, обязательно ли быть человеком творческой профессии? Люди каких профессий в основном приходят на занятия?

Никита: Разные люди. В группах у нас очень большой процент людей, которые переквалифицируются, ищут что-то новое в своей жизни или развивают параллельное направление, делая его равноценным с основной работой.

-4

Какие основные направления у занятий в «Простой школе»?

Никита: Изначально были графика, академический рисунок и академическая живопись. После объединения в одно помещение, у нас сильно прибавилось направлений. Сейчас основные направления — это графика, живопись и скульптура. В очень разных прочтениях: графика — это и академический рисунок, и мастер-классы по иллюстрации, и печатная графика, и комикс, и китайская живопись. В живописи у нас тоже есть разные направления, например, академическое, которое ведут разные преподаватели: Женя Дёмина и Михаил Маркович Бабенков. Направлений много, и даже в одном могут быть разные акценты и разные ведущие — занятия никогда не бывают одинаковыми, они всегда с разными задачами, упражнениями, итогами.

Из нехудожественного у нас есть тайцзи — это что-то вроде китайской гимнастики. Практика для всех: преподавателей, студентов, сотрудников, чтобы поддерживать телесную культуру и учиться работать со вниманием. Сейчас мы ещё занимаемся развитием гитарного ансамбля.

Читать дальше интервью с Димой и Никитой

Если вы хотите видеть больше такого в своей ленте — ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Вандерласт в фейсбуке, инстаграме и на саундклауде.