Когда начинался БАМ, то некоторые, что не секрет, ехали на стройку за длинным рублём, но большинство, как поётся в песне, за туманом и за запахом тайги. Один из таких — простой деревенский парень Григорий Коваленко, который в глубине души даже гордится, что стал с севером на «ты».
Наша беседа с делегатом XVII съезда комсомола Григорием Коваленко состоялась тогда в Северобайкальске. Так получилось, что мы одни из немногих пришли поужинать в вагон-ресторан поезда. Я и решила воспользоваться предоставленной возможностью побеседовать с ветераном БАМа с глазу на глаз
Не прижился на малой Родине
Когда в 1980 году младшая дочь серьёзно заболела, супруги Коваленко решили вернуться на Украину. Жена телеграммой вызвала Григория из Комсомольска-на-Амуре, где он в то время работал. Прилетел. Прожили три месяца — и вернулись обратно.
— Там и условия другие, и отношения между людьми. Не украдёшь — не проживёшь. Так как воровать никогда не умел, то пахал от зари до зари. И всё равно было сложно. А в Звёздном машинистом электростанции работал, получал 550-600 рублей в месяц. И в магазинах здесь всё можно было купить, не то, что на малой Родине.
Ещё Григорий Николаевич вспомнил о том, как ездил на встречу с одноклассниками в 2015 году. Они тогда отмечали 45-летний юбилей после окончания школы.
— Меня сразу предупредили, чтобы я не говорил ничего лишнего, не высказывал своего мнения. Одна одноклассница несколько раз активно вызывала меня на дискуссионный разговор, но я объяснил, что был комсоргом и на провокации не поддаюсь. Просто горько, когда политики пытаются стравить наши славянские народы.
Ни о чём не жалею
Из СМП-266 Григорий Коваленко перешёл в Восточно-Сибирское управление механизации, где трудился до 1980 года. Когда появились электростанции, снова вернулся в свой родной поезд. В 1989 году устроился на РЖД электромехаником тяговых подстанций. А когда семья переехала в Усть-Кут, работал на подстанции Якурима.
И сегодня бамовец без дела не сидит, считая, что движение — это жизнь. Награждён юбилейной медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Он вполне доволен своей жизнью. Тем, что в ней была такая грандиозная стройка, благодаря которой у него сформировался твёрдый, мужской характер («я иногда жестковат»), появилась профессия. А ещё — любимые жена и дочки. И, конечно, друзья. Надежные. Настоящие.
— Я вот как-то задумался, — рассуждает он. — В 21 год поехать куда-то к черту на кулички, в неизвестную Сибирь. Сейчас молодые бы 10 раз подумали. Они — другие. Приезжал в отпуск в родной город. Иногда пересекались с одноклассниками. А когда собрались на юбилей, то каждый рассказывал о себе. Я когда начал говорить про БАМ, про Сибирь, у них глаза расширились: «Ты как туда попал?» Теперь я здесь навсегда. И ни о чём не жалею.
Материал о ветеране Усть-Кутской районной организации «Ветераны строительства БАМ» Григории Коваленко можно прочитать здесь