Диктор - одна из самых сложных, востребованных и одновременно интересных профессий в мире. Именно голос диктора способен подтолкнуть человека к покупке рекламируемой продукции, голос диктора делает узнаваемым тот или иной бренд, телеканал, радиостанцию. Благодаря диктору мы смотрим наши любимые сериалы, понимаем характер героя фильма или мультипликации, его чувства и эмоции, которые передаёт нам голос актёра дубляжа.
Если вам говорили про хорошую дикцию, красивый голос, а может быть вы просто услышали бархатный и приятный тембр в видео и вдохновились попробовать себя в роли "продавца воздуха", то вот 5 советов, которые помогут вам в освоение данной профессии.
1. Следите за здоровьем голоса.
Голос - главный хлеб дикторов и актёров дубляжа. Нет голоса - нет денег, а восстановление может затянуться вплоть до двух недель. Поэтому стоит тщательно следить за голосовой нагрузкой, понимать принцип звукообразования и не выдавливать из себя последние соки, будучи уже охрипшим/осипшим. Начну с главных проблем начинающих дикторов, а именно: выдавливание хрипов, путём напряжения связок, разговор в непривычном для себя регистре (как правило низком), слишком большое выдавливание воздуха для мощности звучания, прокашливания, крик, шепот. Все это сводится к напряжению гортани и голосовых связок, в долгосрочной перспективе это всевозможные хронические фарингиты, ларингиты, узелки на связках и т.д поэтому запомните, что лучший тембр - это ваш здоровый натуральный голос в среднем регистре. Не старайтесь звучать, как профессиональные дикторы, дабы они мастерски владеют своим голосом и умеют грамотно распределять нагрузку на голосовой аппарат, вам же этому только предстоит научиться. Так же на здоровье голоса влияет курение, употребление алкоголя и напитков, которые сушат связки и гортань, например кофе и раздражают слизистую связок: молоко, различные газировки, сладкое. Поэтому не рекомендуется употреблять такое перед записью. А вот вода должна быть вашим лучшим другом, причем негазированная, дабы избежать рыгов и других звуков во время записи.
2. Постановка голоса.
Чтобы справляться с большим объемом текстов, быть продуктивным, не терять голос после 30 минут работы у микрофона и сохранить его здоровым, следует заняться постановкой голоса. Вы должны понять, что самое главное в звукообразовании - это дыхание, опора на диафрагме. Вы должны брать вдох именно диафрагмой, а не легкими. Удачной аналогией будет удар боксера, который начинает набирать мощь с опоры(земли), потом ноги, корпус и сама рука, без правильной техники не добиться акцентированного удара, так же и с голосом, только опора - диафрагма. Каждый диктор должен знать про дыхательную гимнастику Стрельниковой и другие упражнения на дыхание, по типу гудка(ууууууууу), спускание мячика(с напряженным животом выдавливание С) и т.п. Помимо этого, необходимо уделять время развитию резонаторов. Головной резонатор отвечает за звонкость голоса и разборчивость речи, а грудной отвечает за глубину, бархатность и низкий тон голоса. Хороший диктор должен уметь резонировать, это вносит значительную лепту в тембр голоса. Голос голосом, но про дикцию тоже забывать не нужно, благо в интернете полным полно упражнений, скороговорок, и сложных слогов. Перед записью всегда должна быть разминка мышц лица, языка и разогрева голоса. Для разогрева чаще всего используют простое мычание с закрытым ртом или вокальные распевки. Постоянство - признак мастерства, помните это и стремитесь быть всегда готовыми к любым текстам.
3. Речь.
Граффи́ти, начался́, звони́ть, включи́шь/отключи́шь и это только песчинка на пляже. Вы должны быть грамотным, не иметь говора, слов паразитов и тщательно следить за своей речью. Хорошо, если вы прочитаете слово неправильно, а звукорежиссер вас поправит, в противном случае придётся перечитывать текст по просьбе заказчика, а то и вовсе он посчитает вас некомпетентным, и больше не будет с вами сотрудничать.
Тоже самое касается и гакания, хэкания, странных перепадов интонации и других вещей, выдающие ваш говор и место проживания. Сравнивайте свою речь с другими дикторами, слушайте сами себя и смотрите своим ошибкам прямо в лицо.
Узнавайте, узнавайте и еще раз узнавайте! Увидели слово, в котором сомневаетесь, куда ставить ударение? Гуглите! Если заказчик не удосужился написать перевод к своему названию бренда, какого либо продукта и т.п, не бойтесь его спросить о правильности произношения. Здесь нельзя же не упомянуть про дефекты речи, такие как картавость и шепелявость. На самом деле это действительно является серьезной проблемой, но есть множество примеров, когда люди избавлялись от подобных дефектов, да и не будем лукавить, талантливые и креативные люди с наличием данных дефектов встречаются и на радио, и на тв. Всё зависит только от вас.
4. Универсальность.
Не зацикливайтесь только на одном направление озвучки, будь то реклама, новости или стихи. Вы должны уметь озвучивать всё. Если у вас плохо получается озвучивать новости, то это вовсе не означает, что нужно на них ставить крест. Здесь стоит брать пример с актёра дубляжа, утром проснулся и озвучиваешь серийного убийцу, на обед ты уже влюбленный романтик, в перерывах от дубляжа, озвучил рекламу спрея от кашля, а к вечеру озвучиваешь подростка. Ты должен уметь играть своим голосом, менять подачу и всё время учиться. Практика, практика и ещё раз практика.
5.Учитесь говорить интересно.
Голос способен вызывать страх, радость, успокаивать, мотивировать нас действовать, воодушевлять, убеждать и влюблять в себя окружающих, это отнюдь не весь список наших возможностей, а главным врагом красивой речи является монотонность. Монотонность утомляет слушателей, вызывает чувство безразличия и скуку, желание выключить озвученный материал или прекратить разговор с собеседником. Умение управлять своим голосом, является залогом успешного донесения информации до слушателя. У каждого из нас был день, когда нужно было выступить с тостом на дне рождения, свадьбе или просто поздравить ненавистного коллегу с уходом в отпуск. Если бы мы бормотали что то себе под нос, не проявляли никаких эмоций в сказанном нами, то чтобы подумали окружающие? Верно, они бы начали пить шампанское еще до того, как вы закончили, а коллега бы понял ваше, далеко не самое дружелюбное отношение к нему.
Есть несколько популярных приемов в борьбе с монотонностью. Во-первых, прежде чем озвучивать какой то текст, прочитайте и изучите его, чтобы понимать, о чем говорите. Так же с героями фильмов и других произведений, нужно понимать, какие чувства они испытывают, когда говорят и максимально приближенно передать их своим голосом. Не пытайтесь озвучивать максимально низко, пытайтесь озвучивать натурально и живо. Во-вторых, играйте темпом речи, где то ускоряйтесь, где то замедляйтесь, делайте паузы. В-третьих, управляйте высотой голоса, где то понижайте голос, где то повышайте, но без фанатизма, все в пределах разумного. На радио работает принцип "рассказывай историю так, как ты рассказал бы эту историю своему другу". Речь идёт не про маты или жаргон, а про вашу заинтересованность в рассказе, слушатель не должен ощущать, что вы читаете с листа.
Это были 5 основных советов для начинающих дикторов, которые помогут вам саморазвиваться в данной сфере. Если статья была полезна, поддержи автора и поставь лайк.